Онлайн библиотека PLAM.RU


«Камкоптер»: первый БЛА в полете над Ле-Бурже

Юбилейная выставка в Ле-Бурже открыла новую главу в истории беспилотной авиатехники — впервые на парижском аэрокосмическом салоне — и подобных крупных выставках в целом — в программе показательных полетов принял участие беспилотный летательный аппарат. Беспилотный вертолет S-100 «Камкоптер» австрийской компании «Шибель» (Schiebel) ежедневно совершал в районе аэродрома полеты, передавая в реальном масштабе времени видеоизображение на огромные экраны, установленные по всей выставке. Также с борта аппарата на землю передавалось изображение с ИК-камеры, входящей в состав бортового оптико-электронного комплекса производства компании «Талес».

Для того чтобы «Камкоптер» был допущен к таким полетам, компании пришлось пройти многочисленные проверки и сертификации. Так, в дополнение к сертификату EASA, аппарат в апреле выполнил серию тестовых полетов в Летно-испытательном центре в г. Истр на юге Франции. Разработчику было необходимо доказать группе экспертов способность БЛА и расчета наземного пункта управления безопасно выполнять основные эволюции, как то взлет, полет по заранее определенному маршруту и посадка. За трое суток было выполнено шесть квалификационных полетов, и только после этого компания «Шибель» получила разрешение на демонстрационные полеты S-100 на авиасалоне в Ле-Бурже.

По заявлению разработчиков, на сегодня «Камкоптер» способен выполнять в автоматическом режиме взлет и посадку по-вертолетному; совершать с полезной нагрузкой 25 кг полет продолжительностью 6 ч (максимальная нагрузка — 50 кг, максимальная взлетная масса — 200 кг); имеет возможность управления в автоматическом (с использованием приемника сигналов GPS) и ручном (оператор наземного КП) режимах, а также способен осуществлять посадку на вертолетную палубу корабля без использования дополнительного посадочного оборудования (системы принудительной посадки). Последнее было подтверждено в апреле — испытания S-100 тогда проходили на борту фрегата УРО проекта 21 из боевого состава ВМС Пакистана и на борту сторожевого корабля испанской береговой охраны. «Камкоптер» на практике подтвердил способность безаварийно осуществлять посадку на палубу корабля на ходу, при волнении моря до 3 баллов.

В активе компании «Шибель» — крупный экспортный контракт на 80 БЛА типа «Камкоптер» S-100, заключенный в марте 2006 г. с вооруженными силами ОАЭ. После успешного завершения всех необходимых приемо-сдаточных испытаний аппарат был принят на вооружение национальной армии, а разработчик открыл на территории ОАЭ специальную сборочную линию. На сегодня заказчик эксплуатирует 52 беспилотных вертолета данного типа, а общее число выпущенных «Камкоптеров» достигло уже восьми десятков, из которых несколько регулярно совершают испытательные полеты. Находящийся в Вене завод компании «Шибель» сегодня выпускает БЛА типа S-100 с темпом четыре машины в месяц.

В настоящее время «Шибель» ведет работы по дальнейшему совершенствованию БЛА и адаптации его для решения более широкого круга задач — например, для работы в интересах нефтегазового комплекса и компаний, обслуживающих трубопроводы.


Несмотря на то, что официально возможность серийного выпуска вооруженной версии «Камкоптера» разработчиком не подтверждается (однако на выставке в Фарнборо в 2008 г. этот БЛА демонстрировался с перспективной ракетой LMM), корреспонденту «Взлёта» стало известно об успешном проведении огневых летных испытаний, в ходе которых с борта S-100 выполнялась стрельба ракетой LMM. Это подтверждает демонстрационный ролик на презентационном компакт-диске компании «Шибель», на котором имеется и видеозапись статических огневых испытаний этой же ракеты с британского БЛА «Херти».

Что касается «Легкой многоцелевой ракеты» LMM, то ее разработка ведется специалистами компании «Талес» с 2007 г. в рамках концепции «асимметричной войны» (причем разработка — инициативная, но запущенная на основе полученных многократных запросов со стороны различных заказчиков). Ее назначение — поражение малоразмерных объектов (моторные лодки, легковые автомобили и т. п.), используемых преимущественно повстанческими группировками и террористами. Стартовая масса ракеты — всего 13 кг, она универсальна по носителю и способна эффективно поражать достаточно широкий спектр целей. В перспективе «Талес» рассматривает возможность оснащения ракеты недорогой полуактивной лазерной головкой самонаведения.

Таким образом, уже в ближайшее время у единственного пока боевого БЛА вертолетного типа — американского «Файр Скаута» — может появиться достойный конкурент, хотя, конечно, он находится в более легкой весовой категории. В этом случае «Камкоптер» сможет дополнять собой американский вооруженный беспилотный вертолет, уже стоящий на вооружении ВС США и достаточно хорошо зарекомендовавший себя в последних боевых операциях. В.Щ.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.