Онлайн библиотека PLAM.RU


«Эрбас» наголову разгромил «Боинг» в Ле-Бурже

Традиционное противостояние двух ведущих мировых производителей пассажирских самолетов — «Боинга» и «Эрбаса» — на нынешней выставке в Ле-Бурже впервые за многие годы приобрело характер безусловного доминирования европейцев при практически полной капитуляции американского конкурента. Находясь на своей территории, «Эрбас», кстати отметивший накануне открытия выставки свое 40-летие, демонстрировал всю линейку своих магистральных авиалайнеров, включая неизменного участника всех недавних авиасалонов — самый крупный на сегодня в мире А380. «Боинг» же не привез в Ле-Бурже ни одного лайнера. Многие ожидали, что мощным ответным ходом американцев станет сообщение о долгожданном первом полете прототипа «Дримлайнера», который, как предполагали эксперты, может состояться в дни проведения парижского авиасалона. Однако этого не произошло, но об этом ниже.

Сокрушительное поражение «Боинг» потерпел от «Эрбаса» и в части заключенных на салоне контрактов. Если два года назад вполне объяснимый перевес в пользу хозяев выставки был шестикратным (75 против 12,5 млрд долл.), то теперь достиг просто «неприличной» величины — почти на два порядка! 58 проданным по твердым контрактам «Эрбасам» заокеанский конкурент смог противопоставить только два лайнера модели 737–800, которые приобрела лизинговая компания «МС Авиэйшн Партнерс». Соответственно перевес в «выручке» (с учетом соглашений о намерениях) составил 12,9 млрд против 153 млн долл.

Пожалуй, самый крупный контракт «Эрбаса» в Ле-Бурже был заключен в первый день выставки с катарским авиаперевозчиком «Катар Эруэйз» (Qatar Airways), глава которого — господин Аль Бакер — одним росчерком пера удвоил количество своих авиалайнеров семейства А320 (сегодня «Катар эруэйз» располагает 19 самолетами А320). Согласно заключенному соглашению, «Катар эруэйз» закупает 20 новых А320 и переводит в твердый контракт опцион еще на четыре А321, размещенный в ходе прошлогодней выставки в Фарнборо.

Авиалайнеры будут оснащены двигателями IAE V2500, поставки машин должны начаться в ноябре этого года: два А321 поступят до конца года, еще два — в начале следующего, а завершить контракт планируется в 2012 г. Стоимость сделки составила по каталожным ценам около 1,9 млрд долл. Компания планирует поставить новые машины на региональные маршруты и на полеты в Европу и Индию.

Большой резонанс имела на салоне разгромная критика, которой г-н Аль Бакер подверг в Ле-Бурже американский «Боинг», пригрозив возможностью отказа «Катар Эруэйз» от контракта на 60 «Дримлайнеров». А заявил он буквально следующее: «К сожалению, «Боингом» руководят не бизнесмены, ориентированные на рыночные отношения, а бухгалтеры и юристы, и если они продолжат действовать в таком же духе — они дадут еще большую фору «Эрбасу». Эта цитата стала «фразой дня», которые помещал на своей последней странице шоу-дейли парижской выставки.

Угроза катарцев отказаться от 787-й модели вполне реальна, особенно если учитывать, что авиакомпания располагает заказами на 20 «эрбасовских» А350-1000. И дело в такой позиции главы катарского перевозчика даже не столько в очередных отсрочках поставок «Дримлайнера», сколько в отношении «проштрафившегося» менеджмента «Боинга» к своим заказчикам в сложившейся ситуации. «Боинг» работает с нами совершенно непрофессионально, и мы уже начинаем терять терпение», — подчеркнул в этой связи г-н Аль Бакер.

Прогнозировавшийся на дни проведения салона в Ле-Бурже первый полет «Дримлайнера» так и не состоялся. На «Боинге» дождались завершения выставки, выдержали паузу еще в два дня, и 23 июня выступили с повергшим многих в уныние официальным заявлением: первый полет прототипа модели 787 отложен в связи с необходимостью усиления зоны стыка крыла с фюзеляжем, причем отложен на пока неопределенный срок. Как сообщили в компании, проблема была обнаружена в ходе недавних плановых статических испытаний. Предварительный анализ ситуации показал, что это не препятствует выполнению первого полета, запланированного на июнь. Однако, по итогам анализа возможных изменений программы летных испытаний, в середине месяца было принято решение о переносе сроков первого полета до тех пор, пока не будут обеспечены условия для проведения летных испытаний в полном объеме.

В заявлении «Боинга» говорится, что после окончательного определения перечня необходимых доработок и изменений в программе испытаний будут установлены новые сроки первого полета и начала поставок. Этот процесс займет несколько недель. Тем временем команда 787 продолжает работу над другими испытаниями самолета № 1, включая заключительные контрольные испытания и руление на малых скоростях. Продолжается и работа над подготовкой остальных пяти предсерийных машин к первому полету и запуском производства первой серийной машины.

Так что первого полета «Дримлайнера» придется еще подождать. Сколько — не знают пока и в самом «Боинге». А что же «Эрбас», также не лишенный проблем с задержками поставок А380 и разработки А350? На нынешнем салоне, помимо упомянутых 24 самолетов А320 для «Катар Эруэйз», он подписал контракты еще на 24 таких лайнера плюс соглашения еще на 60 и опционы на десять машин этого семейства. Кроме того, малазийская компания «Эр Азия Х» заключила твердый контракт на закупку десяти перспективных А350-900. Еще на два таких лайнера, а также на семь А330 были подписаны соглашения о намерениях. Парижский итог «Эрбаса» — 127 новых заказов (включая соглашения) и 10 опционов. ВЩ., А.Ф.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.