Онлайн библиотека PLAM.RU


Ракетно-космические новинки МАКС-2009

Прошедший в подмосковном Жуковском IX Международный авиационно-космический салон МАКС-2009 не блистал обилием новинок, как в авиационном, так и в ракетно-космическом сегментах. Тем не менее, кое-что новое, и весьма интересное, в экспозициях увидеть было можно. В любом случае, можно уверенно сказать, что по числу космических новинок МАКС-2009 не уступил прошлому салону 2007 года.

Ракетно-космический раздел авиасалона традиционно был в основном сконцентрирован в объединенной экспозиции Роскосмоса. В ее составе выставлялись такие предприятия, как ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия» им. С.П. Королёва, ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс», НПО им. С.А. Лавочкина, ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва», ВНИИЭМ, ЦЭНКИ, НПО «Искра», НПЦ АП им. Н.А. Пилюгина, НИИ ТП, КБТМ и другие предприятия и организации. К сожалению, из-за экономических проблем в салоне в этот раз не участвовали НПО «Энергомаш» и НПО «Молния».

В экспозиции Центра Хруничева — крупнейшей холдинговой структуры ракетно-космической отрасли России — было несколько относительно новых экспонатов. Прежде всего, это масштабная модель ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-7» грузоподъемностью 35 т на низкой опорной орбите. Впервые этот макет был отмечен в Ле-Бурже в июне, но на российских выставках демонстрировался впервые. По замыслу разработчиков, ракета предназначена для использования в лунных пилотируемых миссиях, а также для выведения на орбиты тяжелых автоматических космических аппаратов и модулей орбитальных станций. В состав «Ангары-7» входят шесть универсальных ракетных модулей первой ступени (УРМ-1), унифицированных с аналогичными блоками других носителей семейства. Центральный блок новой ракеты выполнен в «протоновском» диаметре 4,1 м. Информация о носителе на протяжении нескольких последних лет периодически просачивалась в СМИ, но только в 2008 г. была анонсирована разработчиками. Пока перспективы «Ангары-7» остаются неопределенными, но очевидно, что Центр Хруничева имеет серьезные виды на эту, безусловно, интересную ракету-носитель.

Еще одним, на этот раз абсолютно новым, экспонатом в экспозиции ГКНПЦ стала кислородно-водородная двигательная установка (ДУ) для перспективных разгонных блоков средней размерности. Она создана в КБХМ им. А.М. Исаева, которое с 2007 г. входит в состав Центра Хруничева. ДУ состоит из восьми камер, сгруппированных в четыре блока, и турбонасосной системы подачи топлива. Установка построена по «открытой» схеме на основе рулевых камер российского двигателя КВД-1, применяемого на индийской ракете-носителе GSLV. Сравнительно высокий удельный импульс, достигающий в пустоте 457 единиц, не характерный для двигателей «открытой» схемы, обусловлен применением конических сопловых насадков. Конструкция ДУ, имеющей массу 165 кг и время непрерывной работы до 1200 секунд, обеспечивает шестикратный запуск двигателя в полете.

Интереснейший экспонат был представлен на стенде корпорации «НПО машиностроения» — пилотируемый космический корабль для туристических полетов «Экскалибур-Алмаз». Это новый международный проект, продвигаемый одноименной компанией (Excalibur Almaz Ltd.), зарегистрированной на британском острове Мэн, и реутовским предприятием. Главой компании является бизнесмен и юрист Арт Дьюла, уже около 20 лет работающий с предприятиями российской ракетно-космической отрасли. Поддержку проекту в качестве консультантов оказывают российский космонавт Владимир Титов и американский астронавт Лерой Чиао.

В основе проекта лежит конструкция возвращаемого аппарата пилотируемого транспортного корабля снабжения (ТКС), созданного в середине 70-х гг. в рамках проекта военного орбитального комплекса «Алмаз». Несмотря на солидный возраст, технические решения, заложенные в аппарат, актуальны до сих пор. Как говорится, «новое — это хорошо забытое старое!». Разумеется, всю электронную начинку корабля предстоит перевести на современную элементную базу. Также планируется создать новый служебный модуль — приборно-агрегатный отсек корабля. Помимо НПО машиностроения, техническую поддержку в процессе разработки и эксплуатации корабля будут оказывать аэрокосмические фирмы США, Европы и Японии.


Макет «ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности» для перспективной пилотируемой транспортной системы («Русь-М»)


Компания «Экскалибур-Алмаз» уже с 2013 г. планирует предложить на рынок космического туризма недельные орбитальные космические полеты. Общие затраты на разработку точно не называются, но известно, что речь идет о сотнях миллионов долларов. Эти средства планируется привлечь за счет внешних инвесторов. «Цена билета» также пока не установлена, но предполагается, что новый корабль сможет конкурировать с российским «Союзом ТМА» (стоимость десятидневного тура на Международную космическую станцию сейчас оценивается суммой порядка 30 млн долл.). Кроме космического туризма, «Экскалибур-Алмаз» планирует предлагать свои услуги частным исследователям, не имеющим возможности проводить эксперименты на борту МКС. Пока компания ориентирована на использование ракеты «Союз-ФГ», однако не исключает возможности «пересадки» корабля на иные носители, например, на американский «Атлас-5».

Самарский ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» выставил на своем стенде линейку носителей «Союз», из которых наиболее интересна ракета легкого класса «Союз-1». Ее нельзя назвать новинкой — она была анонсирована еще в 2008 г., но в России ее макет выставлялся на нынешней выставке впервые. Новый носитель способен выводить на низкую орбиту до 3 т полезного груза. По заявлениям руководства предприятия, проект «Союз-1» заинтересовал Министерство обороны, которое участвует в финансировании разработки. По планам «ЦСКБ-Прогресс», первый пуск новой ракеты должен состояться уже в 2011 г. Успех «Союза-1» откроет дорогу другому перспективному и более известному проекту «Союз-2-3», поскольку обе ракеты унифицированы по центральному блоку. Изюминкой обоих проектов является использование двигателя НК-33, созданного по программе Н-1-Л-3 более тридцати лет назад. Учитывая ограниченное число летных экземпляров этого ЖРД, самарские предприятия рассматривают возможность возобновления его производства на заводе «Моторостроитель».

Настоящими же «жемчужинами» ракетно-космического раздела МАКС-2009 стали макеты перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК-НП) и ракеты-носителя «Русь-М» для него. Эти проекты уже известны читателям нашего журнала (см. «Взлёт» № 8–9/2009, с. 94–95), тем не менее впервые узреть воочию макеты этих аппаратов можно было только на нынешней выставке. Они демонстрировались на стенде РКК «Энергия» (несмотря на то, что головным разработчиком ракеты-носителя «Русь-М» определен ГКНПЦ «ЦСКБ-Прогресс» — впрочем, на макете красовались логотипы всех трех создателей носителя — РКК «Энергия», «ЦСКБ-Прогресс» и ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»). Ракета показывалась в грузовом варианте, с большим головным обтекателем диаметром 4,35 м и длиной порядка 18 м. В сопроводительной табличке была указана и стартовая масса новой ракеты — 673 т. Таким образом, при максимальной грузоподъемности 23,8 т массовая отдача перспективного носителя составит более 3,5 %. Это значение является своеобразным рекордом для российских РН.

Представленная ракета станет родоначальницей целого семейства перспективных носителей среднего и тяжелого (а возможно, и сверхтяжелого) класса. Предполагается, что в семейство войдет моноблочная ракета среднего класса с одним двигателем РД-180 на первой ступени грузоподъемностью примерно 6–7 т, а тяжелые варианты, вероятно, будут представлены носителями с грузоподъемностью 35 и 55 т.

Макет ПТК-НП, в целом соответствующий уже известным изображениям, наглядно демонстрировал структуру теплозащитного покрытия корабля. Судя по «кирпичной кладке», теплозащита боковой поверхности спускаемого аппарата корабля будет плиточной, как на «Буране». Этот факт соответствует заявлениям руководства корпорации о многоразовом исполнении этой основной части корабля, хотя «лобовой» экран будет одноразовым. Но нужно иметь в виду, что эскизное проектирование ПТК-НП только началось, и его облик еще может претерпеть существенные изменения.

Остальные экспозиции, увы, не могли похвастать принципиально новыми изделиями. На стенде НПО им. С.А. Лавочкина демонстрировались уже известные макеты станции «Фобос-Грунт», микроплатформы «Карат», аппаратов «Спектр-УФ» и «Спектр-Р» («Радиоастрон»), спутника «Электро-Л» и действующая модель шасси марсохода. Санкт-Петербургское КБ «Арсенал» показало разгонные блоки малой размерности «Тор» и «Арс». Первый из них — твердотопливный, а второй — жидкостный, с двигательной установкой, заимствованной от космических аппаратов серии «УС». Оба «разгонника» предназначены для выведения на целевые орбиты малых спутников классов «мини», «микро» и «нано». На стенде ОАО «Информационные спутниковые системы им. М.Ф. Решетнева» демонстрировались перспективные навигационные спутники «Глонасс-К», а также платформы для телекоммуникационных космических аппаратов «Экспресс-2000» и «Экспресс- 1000Н». Были показаны макеты спутника-ретранслятора «Луч-5А» и «Гонец-М», предназначенного для низкоорбитальной системы связи.


Линейка перспективных унифицированных ракет-носителей ГКНПЦ им. М.В. Хруничева «Ангара». На переднем плане — впервые демонстрируемый в России макет тяжелой РН «Ангара-А7» грузоподъемностью 35 т


Полноразмерный макет пилотируемого космического корабля «Экскалибур-Алмаз» для туристических полетов на стенде НПО машиностроения


Европейские участники МАКС-2009 показали небольшие модели носителей «Ариан-5» с кислородно-водородной верхней ступенью, «Рокот» и «Союз-ST», участвующих в совместных российско-европейских программах. Впервые в России был продемонстрирован полномасштабный макет гиперзвукового демонстратора перспективных средств выведения EXPERT (European Experimental Re-entry Testbed). Его планируется запустить в 2010 г. на суборбитальную траекторию с помощью российской конверсионной РН «Волна».

В целом ситуация с новыми разработками, и не только в России, отражает некоторый застой в области ракетно-космической техники. Большинство ведущих космических держав сейчас занято реализацией уже сформированных концепций и программ, которые были новинками несколько лет назад. И МАКС-2009 прекрасно отражает данную ситуацию. Вероятно, некоторая порция действительно новых разработок будет показана на будущих аэрокосмических салонах мира, надо просто набраться терпения.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.