Онлайн библиотека PLAM.RU


Тендер MMRCA начаты испытания в Индии

7 октября для участия в испытаниях по программе тендера MMRCA в Индию отправились два новых многофункциональных истребителя МиГ-35, изготовленные в этом году РСК «МиГ». В программе испытаний в Индии принимают участие одноместный и двухместный варианты самолета (бортовые номера 961 и 967). Ранее, начиная с середины августа, в Индии уже прошли серию испытательных полетов американские истребители F/A-18E/F, F-16E/F и французский «Рафаль», также участвующие в тендере MMRCA, который предусматривает приобретение ВВС Индии 126 многофункциональных истребителей на общую сумму более 10 млрд долл. Последними к летной оценке организаторами тендера будут привлечены шведский «Грипен» и западноевропейский «Тайфун». Несмотря на то, что официально разработчики самолетов-претендентов, равно как и сами ВВС Индии, пока хранят молчание о ходе проводимого в настоящее время этапа испытаний, в индийских СМИ и на интернет-форумах довольно пристально следят за происходящем в Бангалоре и на других индийских аэродромах, где, согласно условиям организаторов тендера, совершают полеты истребители, борющиеся за право стать победителем программы MMRCA. На основе этих публикаций попытаемся разобраться, как проходят оценочные испытания представленных на тендер самолетов, а заодно познакомим читателей с мнением независимых индийских экспертов о шансах на победу в нем российского, американских и европейских претендентов.

Этап демонстрационных полетов и летных испытаний в Индии самолетов-претендентов на победу в тендере MMRCA (Medium MultiRole Combat Aircraft — средний многоцелевой боевой самолет) начались 17 августа, т. е. два года спустя после официальной рассылки потенциальным участникам тендера «запросов на предложения» (RFP), состоявшейся 28 августа 2007 г. (см. «Взлёт» № 10/2007, с. 47). Тогда, два года назад, предполагалось, что первый трехмесячный этап летной оценки самолетов-претендентов в Индии начнется уже в июне 2008 г. (на подготовку и предоставление технико-коммерческих предложений участников тендера отводилось шесть месяцев, до конца февраля 2008 г.), за которым последует этап оценочных испытаний специалистами ВВС Индии систем вооружения представленных истребителей на территории стран-участников, и уже в начале 2009 г. будет оглашен «короткий список» тендера, в котором останутся два-три самолета. В реальности, однако, как это нередко бывает, сроки сдвинулись «вправо». И, несмотря на то, что предложения всеми шестью участниками были представлены вовремя, к началу оценочных испытаний в Индии первых самолетов-претендентов, по взаимной договоренности сторон, смогли приступить только в конце нынешнего лета.

Этому, правда, предшествовал летный показ некоторых участников тендера на прошедшем в феврале этого года авиасалоне «Аэро Индия 2009» в Бангалоре, в котором приняли участие российский самолет-демонстратор МиГ-35Д (№ 154), целых пять американских F-16 (в т. ч. два F-16F «блок 60» из состава ВВС ОАЭ, являющихся прообразом возможных будущих индийских F-16IN «Супер Вайпер»), два серийных F/A-18E/F «Супер Хорнет» и три западноевропейских «Тайфуна» из состава германских Люфтваффе (см. «Взлёт» № 3/2009, с. 4). Стоит заметить, что хоть демонстратор МиГ-35Д № 154 и был создан в начале 2007 г. на базе выпущенного еще в 1990 г. опытного истребителя МиГ-29М, затем, после долгого простоя, в 2001-м переоборудованного в двухместный МиГ-29М2, он уже оснащался полным комплектом самого современного бортового оборудования по требованиям тендера MMRCA, в т. ч. БРЛС с АФАР. Помимо него «активными» радиолокаторами в Бангалоре могли «похвастаться» только F-16F, в то время как остальные участники показа — F/A-18E/F и «Тайфун» — представляли собой обычные серийные образцы с более скромными возможностями системы вооружения, а БРЛС с АФАР для их возможных индийских вариантов представлялись только в виде макетов в выставочных павильонах.


По условиям организатора тендера, в оценочных испытаниях в Индии должны принять участие по два экземпляра каждого истребителя — в одноместном и двухместном вариантах. Поэтому, и в связи с конструктивно-технологическими отличиями самолета-демонстратора № 154 от выпускаемых в настоящее время серийно и перспективных новых модификаций МиГ-29 (МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, МиГ-35), для программы тендерных испытаний решено было подготовить в Производственном комплексе РСК «МиГ» в Луховицах два новых самолета — одноместный (изд. 9-61) и двухместный (изд. 9-67). В конструктивном плане обе машины в значительной степени повторяют корабельные МиГ-29К/КУБ (изд. 9-41 и 9-47), строящиеся с 2007 г. серийно по заказу ВМС Индии, отличаясь от них, по большому счету, фактически только отсутствием посадочного гака (сохранена даже конструкция консолей и механизация крыла корабельной модификации). Одновременно обеспечено применение на борту прототипов МиГ-35 нового радиоэлектронного оборудования (в т. ч. БРЛС с АФАР), прошедшего или еще проходящего испытания на самолете № 154 и других летающих лабораториях по программе МиГ-35. Исключительно высокий уровень конструктивной унификации нынешних МиГ-29К/КУБ и перспективных МиГ-35 рассматривается разработчиком не только как средство ускорения разработки и освоения производства новых самолетов, но и как важное преимущество российского предложения в тендере, поскольку к моменту возможной поставки МиГ-35 (в случае победы) в Индии уже будет освоена эксплуатация весьма близких по конструкции МиГ-29К/КУБ. Постройка опытного одноместного МиГ-35, получившего бортовой № 961, завершилась в РСК «МиГ» нынешним летом. Параллельно на базе прототипа МиГ-29КУБ № 947 был подготовлен двухместный самолет МиГ-35Д, получивший № 967, и в начале октября, после проведения серии полетов по программе заводских испытаний, оба отбыли в Индию.

Начатый в августе этап оценочных летных испытаний всех шести пар самолетов-претендентов на территории Индии займет, по оценке представителя индийских военно-воздушных сил П.Р. Сингха, около восьми месяцев (предположительный срок окончания — март-апрель 2010 г.). Организационно он включает три составляющих:

— ознакомительную — летчики и инженерно-технические специалисты ВВС Индии знакомятся с характеристиками самолетов, их отдельных систем и предназначенного для них вооружения. Особенно серьезное внимание уделяется, как указывается в индийских источниках, комплексу БРЭО и бортовым РЛС истребителей (напомним, по условиям тендера, все претенденты должны иметь на борту БРЛС с АФАР);

— демонстрационную — показательные полеты летчиков-испытателей компаний, участвующих в тендере, и строевых пилотов ВВС стран-разработчиков, а также ознакомительные полеты пилотов ВВС Индии (в качестве вторых пилотов на двухместных вариантах представленных машин). Данный этап проводится на территории принадлежащей индийской корпорации HAL авиабазы в Бангалоре;

— «полевые» испытания — двухдневные полеты по утвержденной программе в Джайсалмере (Jaisalmer) в Великой индийской пустыне (штат Раджастан) в условиях высоких температур окружающего воздуха, а также полеты на военно-воздушной базе Лех в высокогорном районе Гималаев (штат Джамму и Кашмир), где претендентам необходимо подтвердить возможность выполнения взлетов и посадок с полной нагрузкой в условиях высокогорья (высота над уровнем моря около 3500 м). Как сообщают индийские СМИ, способность самолета совершать полеты с высокогорного аэродрома с ВПП длиной 3300 м с полными топливными баками и расчетной боевой нагрузкой является одним из принципиальных требований ВВС Индии ко всем участникам тендера.

На данном этапе тендера к полетам подключаются индийские летчики, предварительно прошедшие специальные курсы обучения в странах-разработчиках. Специально для этого ВВС Индии сформировали две группы по два летчика в каждой. Вначале они будут исполнять роль вторых пилотов, лишь периодически подключаясь к пилотированию «спарки», а затем — пилотировать самолеты самостоятельно, в т. ч. с применением вооружения. Каждой группе придано по 8-10 технических специалистов (представители Минобороны Индии, корпорации HAL, Организации оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) и пр.), в задачу которых входит оценка различных систем самолетов.

Первым на индийское «ристалище» вышел F/A-18E/F «Супер Хорнет»: два истребителя в сопровождении самолета-заправщика прибыли в Бангалор 14 августа. После серии демонстрационных полетов в «авиационной столице» Индии они отбыли в жаркий Джайсалмер, а затем на высокогорную авиабазу Лех. Оценочные испытания в Индии «супер хорнеты» завершили к 27 августа, уступив место другим участникам тендера американского производства — истребителям F-16IN, в роли которых выступили самолеты F-16E/F «блок 60», поставляемые с мая 2005 г. в ВВС ОАЭ.

Три такие машины прибыли в Бангалор из Дубая 2 сентября и со следующего дня приступили к тренировочным полетам, а с 7 сентября — к испытаниям по «ознакомительной» части программы. В Бангалоре самолеты выполняли по два часовых полета в день, а затем перелетели в Джайсалмер и, наконец, на авиабазу Лех. «Полевые» испытания F-16 завершились 18 сентября. В состав группы пилотов входили летчики-испытатели компании «Локхид Мартин» и строевые пилоты ВВС США. В случае победы в тендере, по словам представителя «Локхид Мартин» Майкла Р. Грисвуда, «эмиратская» модификация F-16 будет доработана в соответствии с пожеланиями заказчика и получит обозначение F-16IN «Супер Вайпер» (Viper — в переводе с английского «гадюка»).

Помогают всеми силами своим коллегам-соотечественникам и создатели силовой установки — компания «Дженерал Электрик», руководство которой уже заявило о готовности разместить на индийских предприятиях крупный заказ на производство отдельных комплектующих для своих двигателей. Причем двигатели компании стоят аж на трех из шести самолетов, принимающих участие в тендере: F/A-18E/F (F414-GE-400), F-16 (F110-GE-132) и «Грипен» (F414G, вариант двигателя F414-GE-400). Аналогичную «психологическую» поддержку оказывает и другая американская корпорация — «Нортроп Грумман», являющаяся производителем БРЛС с АФАР AN/APG-80 для F-16. Так, в начале сентября высокопоставленный представитель компании официально объявил о том, что «Нортроп Грумман» после длительного анализа выбрала расположенные в Бангалоре индийские компании «Бхарат Электроникс Лимитед» (BEL) и «Дайнэмик Текнолоджис» своими потенциальными зарубежными партнерами по ряду совместных проектов (речь идет, в т. ч., о подключении их к программе выпуска БРЛС модели APG-68(V)9 для истребителей F-16).

В конце сентября эстафету у американских истребителей в индийском небе приняли французские «Рафали». По данным индийской печати, два «Рафаля» совершили беспосадочный перелет в Бангалор прямо из французского летно-испытательного центра в г. Истр, дозаправляясь для этого в воздухе. К полетам с бангалорского аэродрома «Рафали» приступили 22 сентября. В последующие две недели они прошли серию испытаний на авиабазах Джайсалмер и Лех. Руководство компании «Дассо» подтверждает готовность в случае победы в тендере к полной передачи технологий, заинтересованность в которых проявит индийская сторона. Однако, в индийских СМИ активно обсуждается вопрос о том, что неуступчивость «Дассо» в переговорах по другой программе — модернизации состоящей на вооружении двух эскадрилий ВВС Индии полусотни истребителей «Мираж-2000» — может негативно отразиться и на шансах на успех «Рафаля». Дело в том, что недавно руководство французской компании отклонило требование Минобороны Индии снизить стоимость программы модернизации 51 «Миража», оцененной разработчиком в 2,1 млрд долл. Индийские чиновники считают неприемлемой названную цену модернизации одной машины, составляющую 41 млн долл. (для сравнения, базовая стоимость одного самолета по программе MMRCA составляет около 87 млн долл.). По некоторым данным, в этой ситуации свое предложение модернизировать «Миражи» выдвинул Израиль, запросивший сумму, в два раза меньшую, чем французы. Как бы то ни было, но пока соглашение не достигнуто, а индийские эксперты в один голос отмечают, что такой поворот событий и нежелание компании «Дассо» идти на уступки по контракту с модернизацией «Миражей» неизбежно отрицательно отразится и на шансах этой компании победить в тендере по программе MMRCA. На некоторых индийских форумах так уже и пишут — «Прощай, «Рафаль»!».

После того, как в Индии нынешней осенью завершится летная оценка российских МиГ-35, здесь останется отлетать еще двум участникам тендера — западноевропейскому «Тайфуну» и шведскому «Грипену».


Ожидается, что прибудут они сюда только в будущем году — в феврале и марте 2010 г. соответственно. В начале сентября руководитель индийского подразделения компании SAAB Эдди де ла Мотт заявил в интервью индийским СМИ о готовности передать Индии коды используемого в бортовом радиолокационном комплексе «Грипена» программного обеспечения. БРЛС с АФАР на индийской версии самолета («Грипен» IN) модели «Виксен» 1000E является продуктом итальянской компании «Селекс Галилео» и не подпадает ни под какие экспортные ограничения, как, например, ряд американских систем вооружения. Официальный представитель SAAB подчеркнул также, что если на самолетах «Грипен» C/D до 35 % элементов были американского производства, то на «Грипен» NG, который и предлагается ВВС Индии в качестве базы для перспективного «Грипен» IN, американских компонентов будет уже не более 15 %. Эдди де ла Мотт заявил: «…наше предложение уникально тем, что «Грипен» — единственный самолет из предложенных на тендер, на который может быть интегрировано любое вооружение, которое захочет заказчик. Даже — российского производства». К тому же шведы обещают реализовать полную передачу технологий заказчику (например, в феврале SAAB заявила о достижении договоренности с индийской компанией «Тата» по вопросу сотрудничества в рамках программы «Грипен»), что не удивительно — ведь в случае победы это будет самый крупный контракт компании.

Впрочем, у большинства экспертов участие в тендере MMRCA «Грипена» вызывает определенное недоумение: самолет заметно меньше и легче остальных претендентов, находясь фактически в той же весовой «категории», что и главная надежда национальной индийской авиапромышленности в области боевой авиации — легкий истребитель «Теджас» (LCA). Действительно, «Грипен» NG, всего на метр длиннее «Теджаса» (14,1 и 13,2 м соответственно), а по размаху крыла превосходит его и вовсе лишь на 20 см (8,4 и 8,2 м). Масса пустого «шведа» — 7100 кг (у LCA — более 5500 кг), нормальная взлетная — около 10 000 кг (у LCA — не менее 8500 кг), максимальная взлетная — 16 000 кг (у LCA — 12 500 кг). Таким образом, в случае выбора «Грипена» станет непонятно, зачем Индии развивать дальше собственную программу LCA, но отказываться от нее, несмотря на все сложности ее осуществления, по многим соображениям в Индии не собираются.

Следующий этап тендера предусматривает оценку системы вооружения самолетов и предлагаемых вместе с ними авиационных средств поражения. Он будет проводиться с участием индийских пилотов на территории стран-участниц и может начаться еще до конца этого года. Затем, в соответствии с требованиями «Политики закупок вооружений и военной техники», будет составлен «шорт-лист» на две-три машины, полностью удовлетворяющие предъявляемым ВВС Индии требованиям к перспективному истребителю, после чего начнется этап «обсуждения цены» и по его итогам будет выбран «наиболее дешевый из удовлетворяющих требованиям ВВС вариантов». Напомним, как заявлял в начале этого года тогдашний главком ВВС Индии главный маршал авиации Ф. Мэйджор, «если все пойдет по плану, то первый MMRCA будет летать в индийской окраске уже примерно через четыре года», т. е. ориентировочно в 2013 г.

Напомним, из 126 истребителей (86 одноместных и 40 «спарок») компания, победившая в тендере, поставит заказчику 18 готовых самолетов, а остальные 108 предстоит собрать уже в самой Индии. Согласно требованиям индийской стороны, поставки первых машин должны начаться не позднее 36 месяцев с момента подписания контракта и завершиться в течение 48 месяцев. Таким образом, на всю программу серийного и лицензионного производства отводится четыре года.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.