Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



  • 1.1. Характеристика концепций социального конфликта
  • 1.2 Основные этапы анализа социального конфликта
  • 1.3. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов
  • 1.4. Функции социальных конфликтов
  • 1. Общие вопросы теории социального конфликта

    1.1. Характеристика концепций социального конфликта

    Проблема конфликта стара как мир. Однако до конца XVIII в. мыслители сводили его к проблеме господства и подчинения, разрешаемой благодаря регулирующей деятельности государства.

    Конфликт как социальное явление впервые был сформулирован в работе Адама Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов” (1776 г). В ней была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

    Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу “конфликтных теорий”. Нельзя не отметить, что в марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.

    Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920 гг.). Его соотечественник Георг Зиммель (1858-1918 гг.) впервые ввел термин “социология конфликта”. На основе его теории “социальных конфликтов” позже возникла так называемая “формальная школа”, представители которой придают противоречиям и конфликтам значение стимуляторов прогресса.

    В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов.

    Одна из них, условно называемая социально-биологической, утверждает, что конфликт присущ человеку как и всем животным. Исследователи этого направления опираются на открытую английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным (1809-1882) теорию естественного отбора и из нее выводят идею естественной агрессивности человека вообще. Основное содержание его теории биологической эволюции изложено в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859 году. Главная идея работы: развитие живой природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. Вслед за Ч. Дарвиным появился «социальный дарвинизм» как направление, сторонники которого стали объяснять эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора. Также основанную на принципе борьбы за существование, но уже чисто социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Он считал, что состояние противоборства универсально и обеспечивает равновесие не только в рамках общества, но также между обществом и окружающей природой. Закон конфликта рассматривался Г. Спенсером как всеобщий закон, но проявления его должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе развития общества не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

    Близкой точки зрения придерживался и американский социальный дарвинист Уильям Самнер (1840-1910), утверждавший, что в борьбе за существование гибнут слабые, худшие представители человеческого рода. Победители (преуспевающие американские промышленники, банкиры) являются истинными творцами человеческих ценностей, лучшими людьми.

    В настоящее время идеи социального дарвинизма имеют немного последователей, но отдельные идеи этой теории оказываются полезными при разрешении нынешних конфликтов. Представители социального дарвинизма дали описание разнообразных конфликтов, выявив различные типы агрессивного поведения людей:

    • территориальная агрессия;

    • агрессия доминирования;

    • сексуальная агрессия;

    • агрессия родителей;

    • агрессия ребенка;

    • моралистическая агрессия;

    • агрессия грабителя;

    • агрессия жертвы по отношению к грабителю.

    Безусловно, в реальной жизни существует немало проявлений подобных типов агрессии, однако они, к счастью, не носят всеобщего характера.

    Вторая теория – социально-психологическая, объясняет конфликт посредством теории напряженности. Наиболее широкое ее распространение относится к периоду Второй мировой войны. В ее основе лежит утверждение: черты современного индустриального общества неизбежно влекут за собой состояние напряженности у большинства людей, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Это связывается с перенаселенностью, скученностью, обезличенностью и нестабильностью отношений.

    Социальной подоплекой напряженности выступает фрустрация, проявляющаяся в виде дезорганизации внутреннего состояния личности на социальные препятствия к достижению цели. Явление фрустрации порождается в том случае, если блокируются все возможные пути к достижению цели и может проявиться в реакциях агрессии, регрессии или уходе в себя.

    Но объяснение конфликта с помощью теории напряженности представляет некоторую трудность, так как она не в силах определить, на каком уровне напряжения должен возникнуть конфликт. Показатели напряжения, проявляющиеся в конкретной ситуации, являются индивидуальными состояниями личностей и вряд ли могут быть применимы для прогнозирования коллективных взрывов агрессии.

    Третья точка зрения, традиционно называемая классовой или теорией насилия состоит в утверждении: социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой. Среди авторов подобных взглядов на конфликт – Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924), Мао Цзедун (1893-1976); немецко-американский социолог, представитель неомарксизма Герберт Маркузе (1898-1979), американский социолог леворадикальной ориентации Чарльз Райт Миллс (1916-1962). Не без влияния марксизма сложилась итальянская школа политической социологии, создавшая теорию элит, классиками которой стали Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941), Роберт Михельс (1876-1936).

    Марксистская социология внесла существенные коррективы в господствовавшие представления о процессах общественного развития. Материалистическое понимание истории изложено К. Марксом в его книге «К критике политической экономии» (1859 г.), где структура общества представлена им четырьмя основными элементами:

    • производительные силы;

    • производственные отношения;

    • политическая надстройка;

    • формы общественного сознания.

    К. Маркс считал, что конфликт в обществе происходит из-за разделения людей на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. Основными классами общества, по Марксу, являются буржуазия и пролетариат, между которыми происходит постоянная вражда, так как целью буржуазии является господство и эксплуатация наемных рабочих. Антагонистические конфликты приводят к революциям, которые являются локомотивами истории. Конфликт в этом случае рассматривается как неизбежное столкновение, которое нужно правильно организовать во имя ускорения развития общества, а насилие оправдывается задачами будущего созидания.

    Понятие класса занимает центральное место в марксизме, где он определяется по отношению к средствам производства. Вне марксизма в основу определения классов (подразумеваются слои-страты) кладутся такие критерии, как отношение к власти, собственности, доход, образ или уровень жизни, престиж (это основные критерии теории социальной стратификации). Но как бы то ни было, практически все авторы согласны с такими признаками классов как:

    • коллективное неравенство условий жизни и труда;

    • наследственная передача привилегий (не только собственности, но и статуса).

    Для классов характерно неравенство шансов, что вытекает из неодинакового уровня богатства, типа собственности, юридических привилегий, культурных преимуществ и т.д., проявляется в определенном образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующему слою.

    Теория К. Маркса, отводившая именно классам роль главных носителей политических антагонизмов, в целом правильно описывала западно-европейскую ситуацию середины XIX – начала ХХ веков. Однако это не означает ее безусловной применимости к условиям других эпох и регионов. В настоящее время, вероятно, не менее важную роль в качестве участников политического действия стали играть территориальные (нации и другие формирования внутри наций) и корпоративные (профессиональные и парапрофессиональные) группы. Так, принадлежность к территориальной группе с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между нациями могут быть чрезвычайно ожесточенными, превосходя в этом отношения даже классовые.

    Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой деятельностью (крупный бизнес, банковская система, экспортные отрасли и др.). Факт выполнения профессиональной деятельности одного вида часто порождает сильное чувство солидарности, особенно в условиях неустойчивой экономики. В случаях, когда образ жизни представителей различных классов различается не очень сильно, корпоративный дух может ослаблять классовую солидарность.

    Что касается марксистской идеи революции, то опыт России и других стран показывает сомнительное качество рождающегося в таком пламени общества с освобожденным насилием. Классик конфликтологии, немецкий социолог Ральф Дарендорф считает «революции меланхоличными моментами истории. Короткая вспышка надежды остается утопленной в страданиях и разочарованиях».

    Четвертая точка зрения на конфликт принадлежит функционалистам: конфликт рассматривается как искажение, дисфункциональный процесс в общественных системах.

    Ведущий представитель этого направления – американский социолог Теркотт Парсонс (1902-1979) трактовал конфликт как социальную аномалию, «бедствие», которое необходимо преодолевать. Он сформулировал ряд социальных предпосылок, обеспечивающих стабильность общества:

    • удовлетворение основных биологических и психологических потребностей большей части общества;

    • эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

    • совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

    По мнению функционалистов в хорошо работающей социальной системе должен господствовать консенсус, а конфликт не должен находить почвы в обществе.

    Близкую к этой позиции точку зрения отстаивали и представители школы «человеческих отношений» (public relations). Известный представитель этой школы Элтон Мэйо (1880-1949), американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, утверждал, что необходимо способствовать установлению мира в промышленности, это главная проблема современности. В своих рекомендациях капитанам промышленности он доказывал необходимость замены индивидуального вознаграждения групповым, экономического – социально-психологическим, подразумевая благоприятный моральный климат, удовлетворенность трудом, демократический стиль руководства.

    Со временем оказалось, что ожидания, связанные с деятельностью школы «человеческих отношений», были чрезмерными, ее рекомендации все чаще стали подвергаться критике. В 50-е годы стала ощущаться смена теоретической ориентации, наметился возврат к конфликтной модели общества. Критически переосмысливался функционализм, критика в адрес которого была направлена против неспособности дать адекватный анализ конфликтов. Критическому отношению к функционализму способствовала работа американского социолога Роберта Мертона «Социальная теория и социальная структура» (1949 г.), в которой он обстоятельно проанализировал социальные аномалии.

    В это же время появились современные, наиболее популярные концепции социального конфликта, условно названные диалектическими: конфликт функционален для социальных систем. Наибольшую известность среди них получили концепции Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа и Кеннета Боулдинга.

    Конфликт рассматривается исследователями неизбежной частью целостности социальных взаимоотношений людей, не как патология и слабость поведения. В этом смысле конфликт не есть противоположность порядку. Мир не есть отсутствие конфликта, он состоит в созидательном общении с ним, и мир представляет собой рабочий процесс разрешения конфликтов.

    В 1956 г. американский социолог Льюис Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа. Если структурный функционализм видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу. Чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества.

    В Европе в 60-е годы также возродился интерес к конфликту. В 1965 году немецкий социолог Ральф Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт», а через два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами».

    Современный американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной.

    Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм».

    Рассмотренные нами диалектические теории конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа и К. Боулдинга фокусируют внимание на динамическом объяснении процесса изменений и выделяют позитивную роль конфликта в жизни общества.

    Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

    ? конфликт помогает прояснить проблему;

    ? конфликт усиливает способность организации к изменениям;

    ? конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

    ? конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

    ? конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

    ? конфликты повышают качество принимаемых решений;

    ? конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

    ? конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

    Можно утверждать, что в современной зарубежной литературе по конфликтологии преобладают:

    Что нового вносит Льюис Козер:

    В отличие от теории структурного функционализма, представители которого выносят конфликты за пределы социальной системы как нечто несвойственное для нее, он доказывает, что конфликты являются продуктом внутренней жизни общества, т.е. он делает упор на их стабилизирующую роль для социальной системы.

    Но концепция “позитивно-функционального конфликта” господствовала недолго. В середине 60-х г. Ральф Дарендорф выступил с обоснованием “конфликтной модели общества”.

    Суть концепции Ральфа Дарендорфа такова:

    • любое общество подвержено в каждый момент изменению;

    • социальные изменения вездесущи;

    • любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт;

    • социальный конфликт вездесущ;

    • каждый элемент общества способствует его изменению;

    • любое общество опирается на принуждение одних его членов другими.

    Р. Дарендорф: “Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники”.

    Среди концепций, претендующих на универсальность, - “общая теория конфликта” Кеннета Боулдинга.

    Из основных положений теории К. Боулдинга следует, что:

    • конфликт неотделим от общественной жизни;

    • в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными;

    • конфликт можно преодолевать или ограничивать;

    • все конфликты имеют общие образцы развития;

    • ключевым понятием конфликта является конкуренция;

    Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их соперничества.

    • в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний.

    В 70-90-е годы в западных исследованиях конфликта определились два основных направления:

    первое – распространено в Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов;

    второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия, о чем свидетельствуют некоторые популярные издания, указанные нами в списке рекомендуемой литературы.

    Цели двух научных направлений по сути идентичны, но их достижение связано с различными методологическими подходами.

    Конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему только сейчас, когда мы столкнулись с рядом острейших трудовых и межнациональных конфликтов.


    Социальный конфликт представляет собой процесс, в котором индивид или группа индивидов стремятся к достижению собственных целей путем устранения, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы индивидов.

    1.2 Основные этапы анализа социального конфликта

    Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.

    В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

    1. Скрытую стадию - обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

    2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при примиренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон;

    3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

    4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

    Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

    Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта.

    Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

    • предмет конфликта и его объект;

    • состав участников;

    • исторические корни;

    • непосредственный повод;

    • уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

    Схематично это будет выглядеть так:

    Предмет конфликта. В этом понятии отражается обыденное восприятие основного противоречия в конфликте. Под предметом конфликта понимают объективно существующую или воображаемую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Это может быть проблема власти, обладания какими-либо ценностями, проблема первенства или несовместимости. Поиск путей разрешения конфликта должен начинаться с определения его предмета, а сделать это часто оказывается нелегко. В сложных и запутанных конфликтах предмет конфликта может не иметь четких границ, стать перетекающим.

    Объект конфликта. Еще одним обязательным элементом конфликта является его объект, который сразу выделить в каждом случае не всегда удается. Легче определяется основное противоречие или предмет конфликта. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, эта ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, стремящихся к контролю над ней. Существует мнение, что конфликт может и не иметь явного объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые не базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Так, конфликт может начаться из-за того, что случайный прохожий делает замечание хулигану. Здесь нет того объекта, обладать которым хотели бы оба субъекта, скорее один нарушает нравственные представления другого. К таким конфликтам можно отнести ситуацию, в которой отношения индивидов пропитаны беспричинной взаимной ненавистью и даже стремлением уничтожить друг друга.

    Анализ участников конфликта является трудным делом. Среди них необходимо выделить непосредственных участников, их союзников и тех, кто косвенно заинтересован в поддержке участников конфликта; определить степень вовлеченности в конфликт всех его участников.

    Например, анализ международного конфликта требует учесть подробно характеристики всех участников с различных точек зрения, а именно:

    ? ресурсы (силы);

    ? уровни притязаний и целей.

    При анализе ресурсов (сил) следует учитывать: материальные ресурсы (запасы полезных ископаемых, уровень производства); идеологические (морально-политическое единство народа, готовность защищать интересы государства); военные (состав вооруженных сил, технику, вооружение); политические (тип государства, политический режим, стабильность режима, лидер страны); внешнеполитические (расстановка сил в своей коалиции, расстановка сил в коалиции противника).

    Уровень притязаний. Цели сторон нужно рассматривать с точки зрения возможностей их достижения какой-либо из сторон. Предстоит оценить собственные ресурсы, ресурсы противника и его возможные реакции.

    Среди исторических корней конфликта выделяют территориальные споры, национальные противоречия, религиозные противоборства, экономические и другие разногласия.

    Непосредственный повод конфликта - это описание конкретных событий, приведших к конфликту. Ими могут быть: принятие административного акта, ущемляющего права одной из групп; спланированные провокации; принятие таможенных ограничений и т.д.

    Уровень напряженности (или устойчивости) в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта. Его можно представить в виде степени удовлетворения различных социальных групп политикой правительства, уровня организованности социальных групп, возможности их давления на политику властей. Социальная напряженность - это индикатор конфликта, психологическое состояние значительных социальных групп, групповые эмоции.

    Второй этап анализа - изучение хода конфликта, а также событий, приносящих принципиально новое качество в развитие конфликта (митинги, забастовки, решения неформальных органов и т.д.). Эти события продвигают его на новую ступень эскалации: или накапливают какое-то качество для скачка, или искусственно задерживают его продвижение. Особую трудность анализа хода конфликта составляет определение его перехода в кризиса.

    Кризис - это ситуация внезапного обострения, требующая оперативных решений.

    На представленном графике отображено внезапное обострение, которое может произойти на любом уровне нарастания напряженности.

    Третьим этапом анализа конфликта является разбивка его течения на временные интервалы.

    Любой конфликт диктует определение временного горизонта и временных интервалов внутри этого горизонта. Каждое рассматриваемое событие должно быть привязано к сетке интервалов и уровню эскалации.

    Четвертый этап анализа - прогнозирование конфликта.

    Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение относительно не наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Прогнозирование - это разработка на основе прогностических методик, историко-логического анализа, системного подхода, дедуктивных выводов и др.

    В задачу прогноза, главным образом, входит получение ответа на вопрос: что будет, если будут иметь место определенные события.

    Пятый этап анализа - разрешение конфликта. Это процесс решения проблемы, его цель - разрешить конфликт в самой его сути, добраться до действительных его причин. Это процесс распознавания потребностей и ценностей, о которых не удается договориться, таких как: страх за собственную безопасность, гнев людей из-за отсутствия достаточного общественного признания и т.д.

    Эти опасения, а не только материальные интересы (например, более высокая зарплата), обычно лежат в основе самых трудноразрешимых конфликтов.

    1.3. Причины социальных конфликтов. Типология конфликтов

    Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

    • разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

    • неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

    • разлад между ожиданиями и поступками людей;

    • недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

    • недостаток и некачественность информации;

    • несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

    Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

    Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые лежат в основе любого конфликта.

    Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

    Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.

    Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.

    Известны различные классификации конфликтов:

    1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

    • индивидов, между ними;

    • групп индивидов;

    • крупных систем (или подсистем);

    • деления общества на классы и слои;

    • общества в целом;

    • на региональном или глобальном уровнях.

    2. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

    • внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

    • межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

    • между личностью и организацией, в которую она входит;

    • между организациями или группами одного или различного статуса.

    3. Возможны и такие классификации конфликтов:

    • по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

    • по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

    • смешанные (в которых представлены и те и другие).

    Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.

    4. У Г. Бисно (H. Bisno) мы обнаруживаем шесть типов конфликтов:

    5. Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:

    • подлинный конфликт – столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

    • случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

    • смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

    • неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

    • латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

    • ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

    6. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

    • экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

    • конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

    • силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

    7. Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:

    • частные конфликты – в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);

    • гражданское неповиновение:

    ? беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

    ? тайный сговор;

    ? внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

    ? социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

    ? война.

    Силовое взаимодействие подразумевает наличие конфликтного континуума. Р. Дулитл (R.J. Doolittle) видит его таким:

    Р. Дулитл считает наиболее оптимальным протекание конфликта в зоне кооперации. Соревнование способствует стремлению к взаимоисключающим целям. В борьбе участники определяют себя как врагов.

    1.4. Функции социальных конфликтов

    Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

    Понятие “патология” имеет смысл лишь в связи с понятием “норма” и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

    Существуют пять простых и четыре сложных формы патологической конфликтности.

    Простые патологические формы конфликтности:

    • бойкот;

    • саботаж;

    • травля (преследование);

    • словесная и физическая агрессия.

    Сложные:

    • протест;

    • бунт;

    • революция;

    • война.

    Подробную типологию насилия предложил американский исследователь Джозеф Хаймс.

    К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как:

    ? международные войны;

    ? городские расовые мятежи;

    ? организованная преступность в крупных городах;

    ? убийства по заказу;

    ? ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

    Другой полюс конфликтных действий - ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор Дж. Шарп.

    К методам ненасильственного протеста и убеждения он относит, в частности:

    ? публичные выступления;

    ? лозунги, карикатуры и символы;

    ? молитвы и богослужения;

    ? раздевание в знак протеста;

    ? уничтожение своей собственности;

    ? отказ от почестей;

    ? отлучение от церкви;

    ? невыход на работу;

    ? эмиграция в знак протеста;

    ? непотребление бойкотируемых товаров;

    ? снятие банковских вкладов;

    ? отказ от уплаты налогов;

    ? забастовки заключенных;

    ? бойкот выборов;

    ? отказ от членства в международных организациях;

    ? голодовка;

    ? блокирование дорог;

    ? стремление к заключению в тюрьму и многие другие.

    Конструктивность, как правило, сужается до понятия “социальной нормы”. Выход за пределы этой нормы и есть деструктивная социальная патология.

    Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

    • функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

    • «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

    • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

    Л. Козер: “Группы или системы, которым не брошен вызов, более неспособны к творческой реакции”.

    • функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

    • гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

    • оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

    • оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

    Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

    • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

    • уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

    • абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

    • представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

    • сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

    • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

    • смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

    • возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

    Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

    ? отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

    ? подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

    ? степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

    ? следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.