Онлайн библиотека PLAM.RU

Загрузка...



  • 5.1. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов
  • 5.2. Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила проведения
  • 5. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов

    Существенным компонентом каждого из названных в предыдущем разделе методов, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс.

    Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта.

    В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это:

    1. «Достижение соглашения», являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения, когда их интересы противостоят друг другу;

    2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными.

    В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

    5.1. Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов

    В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов могут выступать один человек, иногда группа из двух-трех и более профессионалов, а также и государства.

    Медиация – один из древних способов разрешения конфликта. Она была известна в древнем Китае, странах Африки, где старейшины рода выступали в качестве профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных ситуаций. Как общественно значимая деятельность медиация сформировалась в 60-е годы в США.

    В роли третьей стороны в конфликте могут выступать как официальные медиаторы, так и неофициальные.

    Официальными медиаторами могут быть:

    • отдельные государства;

    • межгосударственные организации (например, ООН);

    • государственные правовые институты (суд, прокуратура и др.);

    • представители правоохранительных органов;

    • общественные организации;

    • руководители предприятий;

    • профессиональные медиаторы - конфликтологи.

    Неофициальными медиаторами обычно являются:

    • представители религиозных организаций;

    • известные и авторитетные люди (политики, бывшие государственные деятели);

    • неформальные лидеры общественных групп разного уровня;

    • старшие по возрасту (мать, отец и т.д.);

    • друзья, просто свидетели конфликта.

    Выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник и наблюдатель.

    ? Третейский судья – наиболее авторитарная роль, так как он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит решение, которое не оспаривается.

    ? Арбитр – также обладает значительными полномочиями. Конфликт поступает на рассмотрение арбитра, участвующие стороны становятся в своих действиях пассивными и реактивными относительно действий арбитра. Выработанный приговор может носить консультативный (т.е. использоваться в качестве совета) или обязывающий характер. Стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Существуют различные типы арбитража: обязывающий, ограниченный (стороны ограничивают свой риск, устанавливая пределы до начала разбирательства); арбитраж окончательного предложения (каждая из сторон представляет свой вариант решения по данному спору, а арбитр вправе выбрать любой из них без каких-либо изменений); рекомендательный (решение арбитра носит рекомендательный характер, и стороны могут принять его, либо отвергнуть); посреднический (форма смешанного урегулирования конфликта, когда стороны могут выбрать лицо, совмещающее функции и посредника, и арбитра).

    ? Посредник – более нейтральная роль. Будучи профессионалом, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.

    ? Консультант – квалифицированный и непредвзятый специалист, выступающий в качестве третьей стороны. Он должен быть ученым-практиком, экспертом. Консультирование – новаторская форма вмешательства в конфликт. В задачу консультанта входит:

    • сбор фактических данных;

    • определение предмета спора;

    • выяснение того, как подобные ситуации уже решались где-то и кем-то прежде;

    • нахождение способа взаимовыгодного выхода из конфликта.

    ? Помощник – участвует в урегулировании конфликта с целью организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в обсуждение по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения.

    ? Наблюдатель – своим присутствием сдерживает конфликтующие стороны от взаимной агрессии или от нарушения уже достигнутых договоренностей.

    Тот или иной тип участия третьей стороны в конфликте зависит от конкретной ситуации. Так, роль третейского судьи или арбитра эффективна при ужесточении конфликта, необходимости принятия быстрого решения. Исход конфликта зависит от авторитета и роли третьей стороны.

    Третья сторона может обеспечить:

    • волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);

    • разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);

    • блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);

    • применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);

    • определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);

    • оказание помощи в поиске решения (посредник, помощник, консультант);

    • содействие нормализации отношений (посредник, консультант, помощник);

    • оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);

    • контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник, консультант, наблюдатель).

    Деятельность руководителя (администратора, менеджера) по урегулированию конфликтов.

    На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может использовать любой тип медиаторства: третейский судья, арбитр, посредник, консультант, помощник, наблюдатель.

    Существуют два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта:

    1. Руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра. Арбитраж менее эффективен в разрешении межличностных конфликтов, так как:

    • побуждает руководителя к поиску истины, а не нормализации человеческих отношений;

    • принятие решения в пользу одной из сторон вызывает у другой стороны негативные реакции в адрес арбитра;

    • принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию этого решения.

    2. Руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиаторства. Но основными для руководителя являются роли арбитра и посредника.

    Роль арбитра для руководителя целесообразна при урегулировании конфликтов по вертикали, то есть, когда оппоненты находятся в подчинении друг у друга.

    Роль арбитра оптимальна в ситуациях, когда:

    • одна из сторон явно неправа;

    • конфликт быстро обостряется;

    • конфликт развивается в экстремальных условиях (состояние войны, аварийная ситуация);

    • нет времени на длительное разбирательство;

    • конфликт незначительный и кратковременный.

    Роль посредника для руководителя целесообразна в ситуациях:

    • конфликта по горизонтали, то есть когда оппоненты не находятся в подчинении друг у друга;

    • длительных, сложных, неприязненных взаимоотношений сторон;

    • отсутствия четких критериев разрешения проблемы;

    • наличия у оппонентов позитивных навыков общения.

    Общие требования к руководителю, выступающему в роли посредника:

    • он независим или относительно независим от участников конфликта;

    • в своих действиях подчеркнуто нейтрален;

    • он организует и ведет переговоры;

    • с позиции нейтралитета он должен быть вне всякого подозрения;

    • посредник есть слуга сталкивающихся сторон. Переговоры, их периодичность, время - не являются предметом его самореализации;

    • его главная забота - продуктивность встреч;

    • действия посредника сводятся к поддержанию порядка, ведению конструктивной дискуссии, выдвижению предложений в ту или иную сторону для преодоления разногласий;

    • посредник не имеет права ни говорить, ни делать что-либо в усиление позиции какой-либо одной из сторон;

    • ему не следует бояться и задавать вопросы на уточнение или понимание. Куда хуже, если из-за непонимания нить дискуссии уплывет из рук ее организатора;

    • посредник не должен подгонять дискутирующих: обычно участники переговоров к этому относятся негативно.

    Особенности посредничества:

    ? посредничество используется, когда стороны приходят к выводу о невозможности справиться с обстоятельствами конфликта самостоятельно;

    ? у посредника не имеется административной власти в выработке решений по выходу из конфликта;

    ? посредник отвечает за честное ведение переговоров, но не за конкретное соглашение.

    Власть посредника свойственна его возможности призывать к сторонам в целях достижения соглашения, основанного на их собственных интересах или прошлых действиях или же на репутации самого посредника как полезного ресурса.

    Немногие из руководителей способны выполнять роль посредников. Эти действия требуют специально подготовленного персонала.

    • Такую роль выполняют омбадсмены на предприятиях Великобритании, занимающие в корпорации позиции независимых менеджеров, оказывающих неформальную помощь администрации и работникам в сфере труда.

    • Среди лиц, придерживающихся иудейской религии, такую роль выполняет раввинат.

    • Но чаще всего, эти задачи возлагаются на специалистов по посредничеству. Так, в США существует более 250 центров по разрешению конфликтов, проводящих более 230000 слушаний в год. В большинстве развитых стран правительства создают специальные посреднические организации в составе министерств и департаментов по труду.

    5.2. Институт переговоров: виды, функции, динамика и правила проведения

    Как уже отмечалось, выделяют два вида переговоров: ведущиеся в рамках конфликтных отношений и в условиях сотрудничества. Переговоры, ориентированные на сотрудничество, не исключают того, что у сторон могут появиться разногласия и на этой почве возникнет конфликт. Но возможна и противоположная ситуация, когда после урегулирования конфликта бывшие соперники начинают сотрудничать.

    Переговоры необходимы для принятия совместных решений.

    Совместное решение – это решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации.

    Переговоры не нужны, если противоречие можно разрешить на основе законодательных или иных нормативных актов.

    Классификация переговоров, основанная на выделении различных целей их участников:

    1. Переговоры о продлении действующих соглашений (например, временного соглашения о прекращении военных действий).

    2. Переговоры о нормализации (их цель – перевести конфликтные отношения в более конструктивное русло).

    3. Переговоры о перераспределении (одна из сторон требует изменений в свою пользу за счет другой).

    4. Переговоры по достижению побочных эффектов (в ходе переговоров решаются второстепенные вопросы: демонстрация миролюбия, отвлечение внимания и т.д.).

    В зависимости от целей, которые преследуют участники, выделяют различные функции переговоров:

    • информационную (обмен мнениями по какой-либо проблеме);

    • коммуникативную (налаживание новых связей);

    • координации действий;

    • контроля (например, по поводу реализации соглашений);

    • отвлечения внимания (одна из сторон стремится выиграть время для наращивания сил);

    • пропаганды (желание одной из сторон показать себя в выгодном свете);

    • проволочек (одна из сторон желает вселить надежду у другой на решение вопроса и таким образом успокоить, расслабить ее).

    Типы совместных решений участников переговоров:

    1. Компромисс;

    2. Асимметричное решение;

    3. Нахождение принципиально нового решения путем сотрудничества.

    Компромисс означает, что стороны идут на взаимные уступки. Компромисс считается реальным тогда, когда стороны готовы удовлетворить хотя бы часть интересов друг друга.

    Когда интересы сторон не позволяют найти им «серединное» решение, то стороны могут принять асимметричное решение, относительный компромисс. В этом случае уступки одной стороны значительно превышают уступки другой. Первая сторона сознательно идет на это, иначе она понесет еще большие потери.

    Участники переговоров могут также разрешить противоречия путем нахождения принципиально нового решения. Этот тип совместного решения был подробно разработан американскими исследователями Р. Фишером и У. Юри в 80-х годах. Данный способ основывается на открытом, кропотливом анализе истинного соотношения интересов оппонентов и позволяет им рассмотреть существующую проблему шире изначально заданных позиций. Поиск принципиально нового решения открывает совершенно иные перспективы для сторон на основе сотрудничества.

    Переговоры являются смесью 4-х видов деятельности:

    ? достижения реальных результатов;

    ? изменения или влияния на баланс сил;

    ? поддержания конструктивного климата;

    ? достижения процедурной гибкости.

    Достижение реальных результатов требует: продуманного обмена информацией о целях, ожиданиях и приемлемых соглашениях; умения представить собственную позицию так, чтобы она оказывала влияние на восприятие другой стороны; работы шаг за шагом по направлению к компромиссу и уступкам обеим сторонам.

    Для влияния на баланс сил используется такая техника, как “борьба”, результатом которой является эскалация конфликта. Короткая, направленная и жесткая конфронтация предпочтительнее серии стычек. Манипулирование - более скрытая форма воздействия на результат, усиления собственной позиции в переговорах. Далее идут факты и экспертиза. Использование привлекательных альтернатив усиливает позиции в переговорах одной из сторон. Техника обследования позволяет выявить интересы оппонента, задает направления для дискуссии. Укрепление взаимоотношений происходит за счет развития доверия и одобрения.

    Поддержание конструктивного климата требует:

    1. Отделения личности от ее поведения, которое приводит к напряженности;

    2. Избегания моментов поведения, которые порождают напряженность;

    3. Использования поведенческих актов, которые снижают напряжение.

    Достижение процедурной гибкости - разновидность переговорных действий. Под ее воздействием можно изменить неуступчивую позицию с помощью благоприятных компромиссов.

    До начала переговоров следует еще убедить оппонентов в целесообразности самих переговоров, для чего используется ряд методов, способных:

    ? обеспечить поддержку общественного мнения в пользу переговоров;

    ? вовлечь в процесс лиц, обладающих авторитетом не только для Вас, но и для противоположной стороны;

    ? обеспечить своеобразную рекламу переговорам, показав их преимущества по сравнению с другими методами;

    ? дать возможность провести хотя бы одну встречу за переговорным столом для облегчения дальнейшего процесса.

    Для проведения переговоров необходима подготовка. Для этого используются разные вспомогательные средства. Это могут быть:

     Карта анализа конфликта

    или же более детальный «План ведения переговоров», подробно представленный в западной литературе по менеджменту Д. Лотцем, С. Дюпоном и др.

    Предупреждение при использовании вспомогательных средств:

    любой вид столкновения базируется не только на просчитанных, но и на непредсказуемых факторах.

    Непредсказуемые факторы приводят к определенной степени риска.

    Согласно В. Мастенбруку переговоры проходят через 4 фазы:

    1. Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;

    2. Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;

    3. Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;

    4. Тупиковую или финальную фазу.

    Тупиковый момент в ходе переговоров возникает в случае, когда многочисленные предложения уже на столе, а решение вопроса находится на точке замерзания. Эта фаза позволяет понять степень жесткости противостоящих позиций и открывает возможность поиска принципиально новых решений.

    Результатом переговоров и их целью является заключение договора, который может носить различные наименования:

    Договор – это такой правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Это может быть: мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, договор о ненападении, договор о торговле, мореплавании и т.д. В международной сфере наиболее значимые договоры иногда называют пактами (от лат. pactum – договор) с последующей расшифровкой содержания.

    Конвенция – это договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования (например, консульские конвенции, таможенные конвенции, санитарные и почтовые конвенции).

    Соглашение – это договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок (например, соглашение о пользовании пограничными водами, временное торговое соглашение).

    Протокол – обычно фиксирует в кратком изложении соглашение, достигнутое по отдельному вопросу (например, протокол по таможенно-тарифным вопросам, протокол о продлении срока действия договора). Иногда протокол является дополнением или разъяснением к договору или соглашению (Дополнительный протокол. Протокол согласования. Заключительный протокол).

    Протокол о намерениях – это соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус – лишь прояснить и согласовать намерения сторон на основе установления общих интересов в процессе переговоров.

    Декларация и меморандум – довольно редкие документы, в которых стороны торжественно заявляют, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения в каком-то вопросе (такова, например, Декларация трех держав: СССР, Великобритании и США, принятая в декабре 1943 г. в Тегеране).

    Джентльменское соглашение – это договор, заключенный в устной форме между договаривающимися сторонами, не имеющий характера официального договора.

    В практике переговоров продление договора обозначается словом пролонгация. Заявление участником переговоров о своем желании прекратить действие договора, называется денонсацией договора. В международной практике такое заявление называется нотой.

    Принято считать, что если стороны подписали договор, то переговоры прошли не впустую. Но наличие договора еще не делает переговоры успешными, а его отсутствие не всегда означает их провал. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются основными показателями их успеха.

    Ключевым моментом в переговорах является выработка приемлемого для сторон решения. В связи с этим С. Карпентер и В. Кеннеди предложили 10 основных принципов по преодолению различий в переговорах:

    1. Конфликты являются смесью процедур, взаимоотношений и содержания.

    2. Решение проблем только техническими средствами порождает больше конфликтов, чем разрешает их. Решения принимаются не компьютерами, а сложными и непредсказуемыми человеческими существами;

    3. Чтобы найти нужное решение, Вы должны понять проблему;

    4. Найдите время для планирования стратегии и следуйте ей;

    5. Прогресс требует позитивных рабочих взаимоотношений;

    6. Когда конфликт серьезно поляризуется, тогда даже полезная информация воспринимается с недоверием и попадает в глухие уши;

    7. Переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;

    8. Участвующие стороны должны помогать друг другу в достижении решения;

    9. Долговременные решения базируются на интересах, а не на позициях;

    10. Процесс переговоров должен быть гибким;

    11. Подумайте, что Вы сделали неверно в ходе переговоров;

    12. Не прибегайте к грубости;

    Основные правила ведения дискуссии:

    ? Правило выслушивания. Когда кто-то выступает (неважно чью сторону он представляет), остальные должны внимательно выслушать его аргументы и не прерывать замечаниями, протестами и прочими недружелюбными действиями.

    Уже одна эта привычка требует значительной сосредоточенности сторон.

    ? Правило равенства. Демократическая традиция общения не признает иерархически обусловленных ритуалов и символов поклонения.

    За столом переговоров исчезает авторитет власти и остается власть авторитета. Сила позиции - в ее аргументированности и богатстве альтернатив выхода из сложившейся ситуации.

    В связи с этим В. Мастенбрук говорит о силе убеждения, выделяя 4 ее составляющих:

    • ясную, хорошо структурированную манеру объяснения собственной точки зрения;

    • обоснованно свободное и раскрепощенное поведение, не доходящее до беспечности;

    • вариативность темпа речи и тембра голоса, использования конкретных примеров, генеральных линий; помощь наглядными пособиями;

    • эмоциональную, слегка высокопарную передачу собственной точки зрения, до тех пор, пока это не стало краснобайством.

    ? Процедурное правило. Здесь выделяется несколько моментов организации взаимной дискуссии:

    • сочетание пленарных заседаний сторон с подготовительными;

    • определенный порядок общения: доклад одной стороны, далее вопросы на понимание и уточнение (“Правильно ли я Вас понял?”), далее критическое осмысление сказанного. В таком же порядке происходит заслушивание другой стороны;

    • очередность сообщений: на одном туре переговоров начинает одна сторона, на следующем - другая;

    • ограничение выступлений во времени (любой доклад длится от 10-20 минут; для критических выступлений отводится 5-7 минут);

    • поддержание работоспособности участников переговоров с помощью перерывов (лучше через каждый час), обеспечение питания и пр.

    ? Правило безоценочных суждений. Речь идет об отказе употребления слов, несущих негативный смысловой оттенок в адрес другой стороны.

    ? Правило переговорной комнаты. Не будет продуктивных бесед в кабинете начальника или директора, где обстановка подчеркивает властные полномочия и создает атмосферу неравенства. Для этого необходимо выделить специальное помещение, особым образом расставить в нем мебель, оснастить его проекционной аппаратурой, большими отрывными блокнотами и пр.

    Наличие опыта выступает одним из существенных слагаемых эффективности переговоров. Распределение подготовительного времени для ведения переговоров опытными и неопытными переговорщиками происходит по-разному. С. Дюпон предлагает следующие подсчеты распределения подготовительного времени:

    Из таблицы видно, что наиболее существенные различия в затратах времени складываются вокруг вопроса с поиском альтернатив. Опытные больше времени отдают диагностике и меньше – тактикам, а поиск цели отнимает больше времени у менее опытных участников переговоров.

    Типичные ошибки, допускаемые при проведении переговоров:

    • превращение переговоров в процесс подсчета очков, набранных сторонами;

    • долгий поиск «правых» и «виноватых»;

    • отказ от подхода: «говорить по делу»;

    • отказ рассматривать любой разговор с представителями сторон как переговорный;

    • оценка переговоров как провалившихся, когда они заходят в тупик;

    • смешивание упорства в переговорах с упрямством;

    • отсутствие фиксированной оценки характерных черт чьего-либо переговорного стиля и его воздействия на участников переговоров;

    • непонимание манипуляций как собственных, так и другой стороны;

    • отношение к перерывам в ходе переговоров как к признаку слабости;

    • рассмотрение совместного поиска решения как отступления другой стороны;

    • откровенная грубость, рассматриваемая как норма общения;

    • авторитарность поведения как следствие отсутствия умения вести переговоры в условиях равноправия сторон.

    Уловки и нелояльные приемы, нарушающие правила рационального диалога:

    1. Уклонение от темы – наиболее распространенный нелояльный прием, который приводит к подмене предмета обсуждения другими тезисами, к неверным оценкам позиций. Средством, препятствующим применению приема уклонения от темы, служит четкое определение предмета спора и соблюдение правил ведения полемики;

    2. Аргументы к личности – самая значительная группа нелояльных приемов. Среди них выделяются следующие:

    использование прямых угроз в адрес оппонента. Если в полемике применяется подобный аргумент, нет смысла идти на обмен угрозами. Диалог, в котором проявилась тенденция к обмену угрозами, лучше прервать, пока он не зашел слишком далеко. Такая полемика бесперспективна;

    использование намеков и разоблачений с целью подрыва доверия к доводам противоположной стороны. В этом случае обычно используются сплетни, ложная информация, сенсационные разоблачения по принципу: «чем невероятнее, тем правдоподобнее». В основе подобных доводов обычно лежит распространение различных слухов – особой формы альтернативного распространения информации. Существует следующая формулировка «Закона слухов»:

    С = f(В·Д), т.е. слух есть функция от произведения важности события на его двусмысленность.

    Устранение слухов заключается в устранении двусмысленности. Но чем больше оппонент с целью противодействия слухам будет проявлять рвения в устранении двусмысленности, тем больше будет привлекать внимания к самому факту и будет расти показатель важности события. Отсюда следует, что слухов не будет, если не будет поводов к ним;

    использование ярлыков и оскорблений является показателем крайне низкого уровня полемики. Идти на обмен ярлыками и оскорблениями – недостойно не только из уважения к себе, но и из уважения к предмету спора. Если спор переходит в перепалку, то самый разумный выход из положения – прервать его, чтобы не подвергаться оскорблениям;

    3. Аргументы к аудитории – это популистская апелляция к аудитории для поддержки своей позиции, заигрывание с аудиторией и призыв решить вопрос методом большинства. Аргументы к аудитории, нередко применяемые особенно политическими лидерами – самый сильный довод у тех, кто хочет добиться победы любой ценой. Деструктивная сила такого довода оказывается намного весомее конструктивных способов противодействия ему. Это обусловлено теми внутренними напряжениями, которые копятся в сознании и психологии массового субъекта особенно в условиях неудачно проводимых реформ. Единственное средство противодействия такому приему – не доводить сознание массового субъекта до состояния неустойчивости, когда аргумент к аудитории способен привести к дезорганизации.

    Существует немало и других нелояльных приемов, таких как:

    аргументы против регламента. Это уловки, имеющие цель сорвать спор любыми средствами: экстравагантными заявлениями, провокациями, топаньем ногами, свистом, попытками занять весь регламент своими разглагольствованиями и т.д.

    аргументы против демонстрации (нелояльные доказательства в споре) предназначены для ревизии доказательства и подмены верных рассуждений правдоподобными. К ним относятся:

    ? софизмы и паралогизмы, употребляемые вместо доказательств. Софизм – ошибка, совершаемая с целью запугать противника: некорректные отождествления, двусмысленность, подмена познавательных и практических принципов и др. Паралогизм представляет собой, как правило, неумышленную ошибку;

    ? оттягивание доказательств с помощью заявлений типа: «Мы не будем останавливаться на этом доводе, ложность которого очевидна для каждого» или «Рассмотрим пока более важные вопросы»;

    ? неоспоримо доказанное положение. Такой довод вводится с помощью суждений типа: «По мнению ученых, данное явление…» или «Современной наукой доказано…». На подобные доводы следует ставить четкие вопросы, делать конкретные уточнения, которые, как правило, сводят их к нулю.

    ? искажение предмета спора (диверсия в споре). Искажение предмета спора может происходить в самой откровенной форме (например, только что спорили об инвестициях, как с чьей-то подачи вниманием завладела проблема противопожарной безопасности). Более тонкой диверсией в споре также можно считать обсуждение следствий, а не причин сложившейся ситуации.

    Рассмотренные выше уловки и нелояльные приемы свидетельствуют о том, что не с каждым субъектом можно вступать в переговоры.

    Вступать в переговоры можно только с тем, кто может спорить основаниями, а не сентенциями, с тем, кто выслушивает доводы оппонента и способен достойно принять то, что правда оказалась на другой стороне.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.