Онлайн библиотека PLAM.RU


Прелюдия

7 декабря в 3:42 по гавайскому времени один из двух малых американских тральщиков USS «Condor», проводивших дежурное траленье, заметил в воде перископ подводной лодки. Через 15 минут капитан корабля лейтенант МакКлой передал на находящийся поблизости эсминец «Ward» сообщение: «Заметил подводную лодку, идущую на запад со скоростью 9 узлов». Эсминец (капитан У.У. Аутербридж) включил сонар но не обнаружил лодки. В 6:30 вспомогательный корабль «Antares», буксирующий стальную баржу, ожидал у входа в залив лоцманский катер. С борта корабля также заметили подводный объект и передали об этом информацию на «Ward». Эсминец установил направление на цель и начал атаку. Вскоре японская субмарина была потоплена.


В это время воздушное пространство в районе Оаху патрулировала летающая лодка «Catalina» PBY-5 (14-Р-1), пилотированная лейтенантом Уильямом П. Танкером с базы ВМФ в Канеоэ. Таннер заметил «Ward», движущийся полным ходом в направлении небольшой подводной лодки. Таннер присоединился к атаке и сбросил на лодку несколько глубинных бомб. Капитан эсминца составил о случившемся рапорт, который отправил командующему 14-м округом. Таннер сообщил на базу 1-го патрульного крыла: «Потопил одну подводную лодку противника, действовавшую в 1 миле от Перл-Харбора». Донесение же капитана «Ward» после нескольких инстанций оброс комментариями. В частности, некоторые из офицеров посчитали, что эсминец атаковал кита. В итоге рапорт передали командиру 2-го патрульного крыла полковнику Л. Рамси.


На расстоянии 250 миль от Оаху авианосец «Enterprise» развернулся под ветер. С его палубы должны были взлететь 13 самолетов SBD-2 и 3 «Dauntless» из VS-6, а также еще 4 машины этого типа из VB-3. Самолеты, которые начали взлетать в 6:17, получили приказ прочесать сектора к северу и к югу от авианосца на дальность 150 миль. Завершив разведку, самолеты должны были приземлиться на аэродроме на острове Форд. В 6:29 с авианосца поднялся последний из патрульных самолетов.


Тем временем эскадра вице-адмирала Нагумо продолжала путь. 8 декабря 1941 года в 00:30 по токийскому времени (5:00 по гавайскому времени. В дальнейшем будет указываться два времени токийское и в скобках гавайское. Также следует иметь в виду, что из-за линии перемены дат в англоязычных источниках день нападения на Перл-Харбор указывается как 7 декабря, в то время как японские источники говорят о 8 декабря.) эскадра шла шестым навигационным строем со скоростью 24 узла. Строй группы прикрытия вел легкий крейсер «Абукума». За ним шел эсминец «Акигумо». Колонну замыкали два линкора: флагман «Хией» и «Кирисима». По правому борту от «Хией» параллельным курсом шел крейсер «Чикума», за ним эсминец «Ураказе». По левому борту шли тяжелый крейсер «Тоне» и эсминец «Касуми». Далее двумя колоннами шли авианосцы. В правой колонне шел флагман Нагумо «Акаги», за ним эсминец «Таниказе», далее авианосец «Kara». Далее шли эсминец «Хамаказе» и авианосец «Дзуйкаку». Колонну замыкал эсминец «Исоказе». Левую колонну вел авианосец «Сорю», за ним следовал эсминец «Арарэ», следом шел «Хирю». Затем шел эсминец «Сирануи», авианосец «Сёкаку», замыкал колонну эсминец «Кагеро». Корабли сопровождения выдвинулись вперед с задачей топить любой корабль, оказавшийся на курсе.


8 декабря 1941 года в 1:00 (5:30) с борта тяжелого крейсера «Тоне» был катапультирован разведывательный гидросамолет Aichi E13A1 («Jake»), пилотированный энсином Йоичи Такахаси. Экипаж самолета состоял из командира-наблюдателя фельдфебеля Рёзо Нарукавы и радиста энсина Нобуо Оку. Бортовой номер самолета Л-1. После старта самолет набрал высоту 8000 метров и со скоростью 129 узлов взял курс на юг. На борту самолета имелось кислородное оборудование, позволявшее экипажу действовать на большой высоте. Задачей самолета была разведка рейда Лахайна, расположенного к западу от острова Мауи. Одновременно с крейсера «Чикума» катапультировали второй гидросамолет. Экипаж: командир-наблюдатель фельдфебель Масахару Фукуока, пилот энсин Акира Ито, стрелок-радист старший матрос Фусянобу Касамори. Этот самолет на высоте 500 метров со скоростью 130 узлов направился прямо к острову Оаху с целью разведать базу Перл-Харбор.


Авианосцы готовились к взлету первого эшелона. В темноте из ангаров выкатывались на палубу самолеты. Палубные расчеты немедленно выкатывали машины на стартовые позиции, ставя машины крыло в крыло. Тем временем в ангарах шла подготовка машин второго эшелона. Экипажи самолетов собрались в кубриках. В последний раз пилотов проинструктировали относительно расположения целей по состоянию на 10:30 6 декабря. Им также сообщили силу и направление ветра, а также необходимые для расчета маршрута навигационные поправки.


Все шесть авианосцев развернулись на восток под ветер. Высокие волны вызывали крен кораблей. Продольный крен достигал 15°. Самолеты начали прогревать двигатели. Все с напряжением смотрели на флагман «Акаги», ожидая сигнала к старту. Опущенные до середины мачты флаги означали «приготовились!». Вскоре флаги взвились вверх и быстро опустились назад. Это был сигнал к началу вылета самолетов. Точно в 1:30 (6:00) 8 декабря 1941 года в 230 милях от Оаху операция началась. Ответственный за воздушные операции офицер Хикочо дал разрешение на страт. Пилоты прибавили газу. Один за другим самолеты набирали скорость и поднимались в воздух. Взлет самолетов был точно синхронизирован с фазами продольного крена на волнах. Взлетевшие машины направлялись в пункты сбора. Первыми поднялись истребители А6М2 подполковника Сигеру Итая. В ходе взлета два истребителя получили повреждения. Один самолет с «Сёкаку» пришлось задержать на старте, а второй с «Каги» обнаружил проблемы с мотором уже после взлета. Этот «Зеро» не вернулся, поэтому был посчитан как пропавший без вести. Взлет первого эшелона завершили к 1:45 (6:15). Спустя пять минут полковник Мицуо Фучида приказал взять курс на Оаху.


Одновременно с первым эшелоном взлетели истребители прикрытия эскадры. В 1:30 (6:00) с палубы «Дзуйкаку» взлетели истребители 1-го и 2-го звена 1-й эскадрильи (6 самолетов), которые вел капитан Юзо Цукомото. Одновременно с палубы «Хирю» поднялось 1-е звено энсина Харады, насчитывавшее 3 самолета. Спустя пять минут с палубы «Сёкаку» поднялись 1-е и 2-е звенья 1-й эскадрильи, ведомые капитаном Macao Изуки. В 1:35 (6.05) самолеты прикрытия эскадры сформировали боевой строй. Общее командование прикрытием принял на себя капитан Юзо Цукамото. Задача прикрытия сводилась к перехвату возможных самолетов противника. Машины должны были патрулировать район местонахождения эскадры в течение 4 часов. Самолеты с «Сёкаку» действовали на высоте 2000–2500 метров, а самолеты с «Дзуйкаку» — на высоте 4000–4500 метров.


Вскоре после вылета первого эшелона Нагумо отдал приказ кораблям уменьшить скорость до 20 узлов и взять курс на юг. На палубы начали выкатывать самолеты второго эшелона.


Закончив концентрацию, пилоты взяли курс строго на юг и сформировали боевой строй. Впереди летел полковник Мицуо Фучида, ведший первую ударную группу с авианосца «Акаги».


В состав группы входили три эскадрильи (по два звена в каждой):


1-я эскадрилья: 40-е и 41-е звено (5 машин);


2-я эскадрилья: 42-е и 43-е звено (5 машин);


3-я эскадрилья: 44-е и 45-е звено (5 машин).


За ним на удалении 200 метров в колонне шла вторая ударная группа с авианосца «Kara», возглавляемая подполковником Такаси Хасигучи.


В состав этой группы также входили три эскадрильи:


1-я эскадрилья: 40-е и 49-е звено (5 машин);


2-я эскадрилья: 47-е и 48-е звено (5 машин);


3-я эскадрилья: 46-е и 43-е звено (4 машины).


Четвертая ударная группа, базировавшаяся на «Хирю», шла в колонне третьей на дистанции 500 метров от предыдущей группы. Группой командовал лейтенант Тосио Хасимото. В ее состав входили две эскадрильи:


1-я эскадрилья: 40-е и 48-е звено (5 машин);


2-я эскадрилья: 46-е и 47-е звено (5 машин).


Колонну замыкала третья ударная группа лейтенанта Садао Ямамото, базировавшаяся на «Сорю». Группа держала дистанцию в 200 метров от предыдущей группы. В составе группы были также две эскадрильи:


1-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (5 машин);


2-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (5 машин).


Вся колонна самолетов B5N2, вооруженных бомбами, шла в центре на высоте 3340 м.


Справа на расстоянии 500 метров от ударной группы Фучиды шла особая ударная группа подполковника Сигехару Мураты.


Первая особая ударная группа с «Акаги» состояла из двух эскадрилий:


4-я эскадрилья: 46-е и 47-е звено (6 самолетов);


5-я эскадрилья: 48-е и 49-е звено (6 самолетов).


За ними в колонне, соблюдая интервалы 200 метров, шли следующие группы.


Вторая особая ударная группа с «Каги» возглавлялась капитаном Казуёси Китадзимой и состояла из двух эскадрилий:


1-я эскадрилья: 41-е и 44-е звено (6 машин);


2-я эскадрилья: 44-е и 45-е звено (6 машин).


Далее шла третья особая ударная группа с «Сорю» капитана Тутому Нагаи:


1-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (4 самолета);


2-я эскадрилья: 1-е и 2-е звено (4 самолета).


Колонну замыкала четвертая особая ударная группа с «Хирю» капитана Хеиты Матумуры.


1-я эскадрилья: 40-е и 41-е звено (4 машины);


2-я эскадрилья: 42-е и 43-е звено (4 машины).


Самолеты B5N2, вооруженные торпедами, шли на высоте около 3100 метров.


Слева от командующего первым эшелоном на дистанции 1000 метров летел командир второй колонны подполковник Какуичи Такахаси.


Пятнадцатую ударную группу с авианосца «Сёкаку» составляли три эскадрильи пикирующих бомбардировщиков D3A1:


20-е штабное звено (3 машины);


1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (8 машин);


2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е звенья (9 машин);


3-я эскадрилья: 27-е и 28-е звенья (6 машин).


За ней на дистанции 500 метров шла шестнадцатая ударная группа с «Дзуйкаку» под командованием капитана Акиры Сакамото:


1-я эскадрилья: 23-е, 26-е и 29-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е звенья (9 машин);


3-я эскадрилья: 27-е, 28-е и 29-е звенья (9 машин).


Пикирующие бомбардировщики D3A1 шли на высоте 3700 м.


Командир третьей колонны подполковник Сигеру Итая. Колонна шла в двух группах на высоте 4800 метров.


Восьмую ударную группу составляли две группы сопровождения:


Первая группа истребителей сопровождения с «Акаги», возглавляемая подполковником Сигеру Итая, в составе трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), образующих 2-ю эскадрилью (9 машин).


Вторая группа истребителей сопровождения с «Kara», возглавляемая капитаном Йосио Сигой, в составе трех звеньев (11-е, 12-е и 13-е), образующих 1-ю эскадрилью (9 машин).


Далее на дистанции 200 метров шла десятая группа подполковника Тадаси Канеко в составе:


Пятая группа истребителей сопровождения с «Сёкаку», возглавляемая подполковником Тадаси Канеко, в составе двух звеньев (11-е и 12-е), образующих 6-ю эскадрилью (5 машин).


Шестая группа истребителей сопровождения с «Дзуйкаку», возглавляемую капитаном Macao Сато, в составе трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), образующих 5-ю эскадрилью (6 машин).


Восьмая и десятая группы держались на правом фланге.


Девятая группа, взлетевшая с «Сорю» и «Хирю» под командованием капитана Масадзи Суганами, шла рядом с бомбардировщиками B5N2 Фучиды, держась возле середины колонны.


В ее состав входили:


Третья группа истребителей сопровождения с «Сорю», возглавляемая капитаном Масадзи Суганами, в составе трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), составлявших 2-ю эскадрилью (8 машин).


Четвертая группа истребителей сопровождения с «Хирю», возглавляемая капитаном Сеию Окадзимой, в составе двух звеньев (16-е и 17-е), составлявших 4-ю эскадрилью (6 машин).


В непосредственном подчинении у полковника Фучиды было 89 самолетов B5N2 (40 с торпедами и 49 с бомбами), 51 пикирующий бомбардировщик D3A1 и 43 истребителя А6М2. Всего 183 самолета.


Самолеты шли выше уровня облачности, доходившего до 2000 метров и выше. Постепенно светало. Лучи восходящего солнца, прорывая облака, образовывали нечто, похожее на военно-морской флаг Японии. Все восприняли это как доброе знамение. Высоко над Тихим океаном Фучида вел самолеты первого эшелона к цели. От наблюдателей внизу самолеты скрывала густая облачность.


В 2:00 (6:30) линкоры «Хией» и «Кирисима», а также тяжелые крейсера «Тоне» и «Чикума» катапультировали еще по одному гидросамолету для более тщательной разведки окрестных вод.


В 2:35 (7:05) авианосцы снова легли под ветер. Море успело успокоиться, и старт самолетов второго эшелона прошел без затруднений. Второй эшелон начал взлет в 2:45 (7:15) в 200 милях от Оаху. Последний самолет поднялся в воздух в 3:00 (7:30).


Поднявшись в воздух самолеты второго эшелона сформировали строй в виде трех колонн и взяли курс на юг. Впереди шла машина командира эшелона подполковника Сигеказу Симазаки, который одновременно возглавлял шестую ударную группу с авианосца «Дзуйкаку». В состав группы входили три эскадрильи:


1-я эскадрилья: 41-е, 42-е и 43-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 45-е, 46-е и 47-е звенья (9 машин);


3-я эскадрилья: 51-е, 52-е и 53-е звенья (9 машин).


За ней на дистанции 500 м шла пятая ударная группа с «Сёкаку», состоящая из трех эскадрилий и возглавляемая капитаном Тотому Хагиварой:


1-я эскадрилья: 41-е, 42-е и 43-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 45-е, 46-е и 47-е звенья (9 машин);


3-я эскадрилья: 50-е, 51-е и 52-е звенья (9 машин).


Вся колонна самолетов B5N2, вооруженных бомбами, шла на высоте около 3000 м.


Справа на расстоянии 1000 метров от пятой ударной группы шла тринадцатая ударная группа с «Сорю» под командованием подполковника Такаси Эгусы. За ней в колонне шли остальные группы пикирующих бомбардировщиков. Тринадцатая группа состояла из двух эскадрилий:


1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е звенья (9 машин).


Следом шла четырнадцатая ударная группа с «Хирю», возглавляемая капитаном Сюн Накагавой. Группа состояла из двух эскадрилий:


1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е звенья (9 машин).


Двенадцатая ударная группа с «Каги» под командованием капитана


Сабуро Макино состояла из трех эскадрилий:


1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (8 машин);


2-я эскадрилья: 24-е, 25-е и 26-е звенья (9 машин);


3-я эскадрилья: 27-е, 28-е и 29-е звенья (9 машин).


Колонну замыкала одиннадцатая ударная группа с «Акаги» под командованием капитана Такехико Чиахая, состоявшая из двух эскадрилий:


1-я эскадрилья: 21-е, 22-е и 23-е звенья (9 машин);


2-я эскадрилья: 25-е, 26-е и 27-е звенья (9 машин).


Пикирующие бомбардировщики D3A1 летели на высоте около 3000 метров.


Командир третьей колонны капитан Сабуро Синдо вел свои машины над бомбардировщиками, на высоте 3500 м. Истребители действовали двумя группами (восьмой и девятой). Восьмая группа имела такой состав:


Первая группа истребителей сопровождения с «Акаги» под командованием капитана Сабуро Синдо в составе трех звеньев (1-е, 2-е и 3-е), образующих 1-ю эскадрилью (9 машин).


Вторая группа истребителей сопровождения с «Каги» под командованием капитана Ясуси Никаидо в составе трех звеньев (15-е, 16-е и 17-е), образующих 2-ю эскадрилью


Восьмая и девятая группы составляли авангард второго эшелона.


Слева от первой колонны на удалении 800 метров летела десятая группа капитана Сумио Ноумо. В состав группы входили:


Третья группа истребителей сопровождения с «Сорю» под командованием капитана Фусаты Ииды в составе двух эскадрилий:


3-я эскадрилья: 1-е и 2-е звенья (6 машин);


4-я эскадрилья: 3-е звено (3 машины).


За ней летела четвертая группа истребителей сопровождения с «Хирю» под командованием капитана Сумио Ноумо. Группа состояла из трех звеньев (11-е, 12-е и 13-е), образующих 4-ю эскадрилью.


Из-за технической неисправности строй покинули 3 самолета: 2 пикирующих бомбардировщика D3A1 с «Сорю» и «Хирю», а также один истребитель М6А2 с «Хирю».


В непосредственном подчинении полковника Сигеказу Симазаки находилось 54 торпедоносца-бомбардировщика B5N2, 78 пикирующих бомбардировщиков D3A1 и 35 истребителей М6А2. Всего 167 самолетов.


Курс летчики держали по приборам. Мицуо Фучида скорректировал курс на 5(, ориентируясь на пеленг радиостанции в Гонолулу, которую использовал в качестве радиомаяка.


Радиостанция давала в эфир музыку. В перерыве диктор сообщил о погоде на Гавайях. Фучида узнал, что над целью местами облачность, особенно густая над горами, ветер северный. Это сообщение почти не повлияло на ход операции, поскольку именно такой прогноз и предполагался. Лишь густая облачность в районе гор заставила полковника немного изменить маршрут. Поскольку пилоты все же были знакомы с местностью лишь теоретически, они, пройдя облака, могли сбиться с курса и не сообразить над какой частью острова оказались. Это могло отрицательно сказаться на ходе операции. Поэтому Фучида решил обойти остров с запада и атаковать его с юга. Этому благоприятствовала разреженная облачность над морем и северный ветер. Заходя с юга, пилоты могли визуально корректировать курс на цель.


В 3:05 (7:35) командир экипажа разведывательного гидросамолета с «Чикумы» фельдфебель Масахару Фукуока доложил по радио результаты разведки Перл-Харбора: «Корабли противника стоят на якоре в базе: 9 линкоров, 1 тяжелый крейсер, 6 легких крейсеров». Через три минуты он сообщил метеообстановку: «Ветер несильный с 080(, скорость 14 м/с, нижняя граница облачности над кораблями противника 1700 метров». Вскоре поступило донесение от разведывательного самолета с «Тоне». Командир экипажа фельдфебель Рёзо Нарукава подтвердил информацию, полученную накануне: «Флота противника на рейде Лахайна нет».


Тем временем японские самолеты вышли к берегу Оаху. Тут их засекла радарная станция на склонах Опана. Эта станция использовалась в учебных целях и работала с 7:00 утра и до 16:00. Получив предупреждение из Вашингтона, 27 ноября генерал Шорт приказал изменить режим работы радиолокатора, сдвинув график на период с 4:00 до 11:00 утра. Учитывалась повышенная вероятность атаки японцев в утренние часы. Двое рядовых: Джозеф Локард и Джордж Эллиотт — в 6:45 заметили на экране эхо воздушной цели. Это был гидросамолет с «Чикумы», летевший на разведку Перл-Харбора. Через три минуты на экране появилась вторая цель, которую операторы отслеживали четыре минуты, после чего цель исчезла. Это был второй гидросамолет с крейсера «Тоне». Самолет снизился и вышел из зоны контроля радара.


В 7:02 на экране радара появились множественные цели, число которых оценили как 50 машин. Самолеты находились примерно в 132 милях к северу от базы на пеленге 005 гр. Эллиотт предложил сообщить об этом по телефону в информационный центр, но Локард не хотел поднимать шум. Наконец, оба решили позвонить в информационный центр в форде Шафтер. Дозвониться удалось лишь через несколько минут. Трубку поднял Джозеф МакДоналд, дежурный оператор, единственный человек, находящийся в центре. Эллиотт быстро сообщил ему о обнаруженных множественных целях, приближающихся к острову с севера. Тем временем в центр прибыл 1-й лейтенант К. Тайлер. МакДональд передал лейтенанту полученную информацию и предложил поднять по тревоге дополнительных операторов и планшетистов. Тем временем Локард сообщил о том, что цель стремительно приближается к острову. В 7:08 дистанция сократилась до 130 миль, а в 7:15 — до 92 миль. МакДоналд передал Локарду успокаивающее сообщение о том, что скоро к ним прибудет усиление. Локард не удовлетворился ответом и потребовал к трубке самого Тайлера. Тайлер взял трубку, выслушал сообщение оператора и ответил: «Не волнуйся так из-за этого». Тайлер считал, что радиолокатор засек группу американских бомбардировщиков В-17, прибытие которых ожидалось. Тем более радиостанция в Гонолулу передавала музыку, что обычно использовалось американскими пилотами в качестве пеленга. Тем временем оба оператора продолжали следить за целью. В 7:25 дистанция составляла 65 миль, в 7:30–47 миль, в 7:39–22 мили. В этот момент цель пропала с экрана, а оба оператора завершили работу. За ними пришел грузовик, который отвез их на базу в Каваиолу на завтрак.









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.