Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 2.1. Вопрос нормы и патологии. Определение нормальной психики
  • 2.2. Методы
  • 2.2.1. Исследование психического статуса
  • 2.2.2. Тестирование сферы развития и психологической сферы
  • 2.2.3. Тест «найди лакомство»
  • 2.2.4. Определение способа взаимодействия хозяина с собакой
  • Глава 2

    Материал, методика

    2.1. Вопрос нормы и патологии. Определение нормальной психики

    В работе с животными, проявляющими аномальное поведение, одним из базовых понятий, на которое должны опираться в своей деятельности специалисты в области поведенческой медицины, это различение нормы и патологии.

    Будем считать нормальной такую психику животного, которая является устойчивой и максимально адаптированной к среде. Нельзя забывать, что одна из стоящих перед нами задач — помочь владельцам собак справиться с проблемами отклоняющегося поведения их питомцев. Если животное адаптировано к жизни в семье и к жизни в мегаполисе и не вызывает нареканий у своих владельцев и окружающих, можно относить его к категории «норма». Следовательно, именно проблему адаптации мы будем ставить во главу угла при определении нормы.

    2.2. Методы

    Обследование животных проводилось с целью ознакомления с их психическим состоянием и адаптивными поведенческими паттернами, как при заболевании, так и в нормальных условиях.

    Используемые методы: 1) метод наблюдения за поведением животного и его взаимоотношениями с хозяевами; 2) стандартизированное интервью с хозяевами (см. приложение 3); 3) стандартизированные эксперименты и тесты (см. приложение 1, 2).

    Непосредственное наблюдение является начальным методом исследования. С каждым членом семьи, где живет собака, мы старались беседовать в отдельности, чтобы определить разницу в их точке зрения на проблемы, возникшие у животного или в связи с жизнью животного в семье.

    Кроме того, важно иметь ветеринарную историю болезни. Эта история должна включать описание и методы лечения имеющихся или имевшихся у животного болезней и перечень фармпрепаратов, которые использовались в курсе лечения. Особое внимание мы обращали на лекарства, принимаемые животным в настоящее время.

    Перед встречей с владельцами мы старались провести предварительную беседу с ними по телефону с целью выяснения проблемы, чтобы перед встречей наметить основные направления работы с животным.

    Из беседы с хозяевами мы старались получить тщательное описание проблемы, как ее видят хозяева, историю развития животного и историю его взаимодействия в семье.

    История развития должна включать в себя основные жалобы хозяев, нарушения и состояние адаптации в настоящий момент, развитие в прошлом (физическое, социальное и психическое, включая отношения с другими собаками), отношения собаки с другими животными, живущими в семье, с каждым из членов семьи, наличие или отсутствие у хозяев опыта в содержании собак вообще и собак данной породы в частности. Наконец, необходимо выяснить, не было ли в семье каких-либо изменений (переезд, появление нового члена семьи или уход одного из членов семьи и т. п.), повлекших нарушения в поведении животного.

    В целях облегчения проведения беседы была разработана форма стандартизованного интервью (см. приложение 1). В эту форму мы вносили информацию о владельцах животного, раннем периоде жизни собаки, ее питании, дневной и ночной активности, семейном быте, отношениях со всеми членами семьи, отношениях с людьми, не являющимися членами семьи, о реакции на других животных, а также о поведенческих проблемах (нежелательное сексуальное поведение, агрессия, нечистоплотное поведение, страхи и т. д.). В зависимости от того, насколько хорошо представляют проблему хозяева, эта форма интервью помогает либо сократить время беседы, либо, наоборот, выявить некоторые формы отклоняющегося поведения, на которые ранее хозяева не обращали внимания.

    Форма стандартизированного интервью была одобрена социологом, руководителем Центра электорального мониторинга, д.с.н. Белановским С. А.

    Обследование животного проводилось в присутствии хозяев, в целях наблюдения за характером отношений «хозяева — собака». Мы обращали внимание на то, как хозяева относятся к потребностям животного, насколько чутки к ним, на анализ темперамента животного, чтобы определить соответствие его темпераменту хозяев, на способность хозяев реализовать нужды животного, на степень поддержки и защиты, которую они могут ему оказать. Способность хозяев предупредить перегрузку животного от внешних стимулов также оценивалось нами.

    Помимо беседы с хозяевами проводилось наблюдение за поведением животного, как в новой, так и в привычной для него обстановке (дома и в привычных местах прогулок).

    Стандартные тесты будут описаны ниже.

    2.2.1. Исследование психического статуса

    Схема составления психического статуса была следующей: физический облик, функции ЦНС, манера общения с хозяевами, реакция на разлуку с хозяевами, ориентировка во времени и месте, манера общения, эмоции, аффекты (разновидности удовольствия, боли, желания, неудовольствия, с частичной или полной неспособностью контролировать их) (М. Годфрид, 2003), мотивы поведения, организация защиты, адаптивные способности, уровень притязаний (экспериментальные тесты на определение уровня притязаний и мотивации будут описаны позже).

    Мы взяли за основу основные категории психопатологии, используемые в клинической психологии и психиатрии, к которым можно отнести конкретный случай проявлений отклоняющегося поведения у животных. К этим категориям относятся: органическое поражение мозга, тревожный и невротический конфликт, расстройство настроения, характерологические нарушения, реакция на неблагоприятное окружение, эндогенные расстройства.

    Имеющиеся нарушения и анамнез могут указать, на какие области следует обратить особое внимание.

    1. Физический облик и физиологическое состояние: соответствие размеров породной норме, величина головы, состояние упитанности, тревога, проявляющаяся чрезмерной настороженностью, способность удерживать внимание на определенный срок, походка, затруднения в движениях.

    2. Разлука: слишком легкое или, наоборот, затрудненное отношение к разлуке с хозяевами может указывать на нарушения привязанности.

    3. Манера общения: учитывая породные особенности, следует обращать особое внимание на неразборчивое дружелюбие животного, а также на излишне осторожное, трусливое поведение, которое может говорить о неправильном отношении хозяев к животному и/ или указывать на депривацию. Отсутствие у животного естественного любопытства к исследователю может свидетельствовать о депрессивном или аутичном состоянии.

    4. Ориентировка на месте: нарушения ориентировки могут являться признаками органического заболевания мозга или тревоги.

    5. Функции ЦНС: необходимо оценивать даже легкие нарушения в моторике и координации движений, снижение или повышение мышечного тонуса, косоглазие, нистагм, тремор, нарушение слежения глазами, гиперкинезии, общий уровень активности.

    6. Эмоциональное состояние: следует обращать особое внимание на такие состояния, как тревога, апатия, агрессия, излишне трусливое поведение.

    6. Мотивация поведения: особое внимание следует обращать на мотивы поведения животного в проявлениях сексуального и агрессивного поведения. То есть если животное проявляет сексуальное поведение в отношении неподходящего объекта (собака того же пола, человек), то необходимо дифференцировать нарушения полового поведения от доминантного поведения по отношению к объекту (собака таким образом демонстрирует свой более высокий социальный статус, что в принципе является нормой в природе, но, естественно, негативно воспринимается хозяевами).

    Кроме того, необходимо учитывать, что мотивация животного в процессе тестирования определяется тем, насколько важно для собаки угодить хозяину.

    7. Способность к адаптации: владеет ли животное способами, помогающими решать определенные проблемы (это можно выяснить в процессе беседы с хозяевами, а также проведя простейший эксперимент, где животному предлагалось достать спрятанное лакомство). Мы также предлагали животному новый объект в знакомой для него обстановке и наблюдали за его поведением в новой обстановке, чтобы оценить способности животного к адаптации.

    2.2.2. Тестирование сферы развития и психологической сферы

    За основу брался тест развития О. В. Баженовой (Баженова О. В., 1993) (исследуется двигательное, эмоциональное, сенсорное развитие, действия с предметами, взаимодействия с людьми, взаимодействия с другими собаками). Определяется четыре степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов — отсутствие, 1 балл — намеченность, 2 балла — несовершенная форма проявления, 3 балла — совершенная форма проявления. Количество баллов суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку. Актуальная оценка сравнивается с контрольной оценкой, являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат — индекс развития (ИР) — представляет собой отношение актуальной оценки к контрольной оценке).

    Таким образом, автором на основе своих наблюдений была сделана попытка разработать количественный тест уровня развития по временным срезам по аналогии с психо-мотивационным развитием ребенка.

    Следует, однако, заметить, что на сегодняшний день тест имеет частный характер, так как разработан для крупных собак, и нуждается в дальнейшей доработке с учетом особенностей онтогенеза мелких пород. (См. тест в приложении 1).

    2.2.3. Тест «найди лакомство»

    Тест заключается в том, что хозяин прячет наиболее любимое собакой лакомство на территории дома или участка и предлагает животному найти угощение. Поведение собаки в ситуации поиска (апатия, сильное возбуждение, которое может перерастать в агрессию и пр.) облегчает специалисту выявление симптомов девиантного поведения.

    2.2.4. Определение способа взаимодействия хозяина с собакой

    Поскольку зачастую установлением причины девиантного поведения животного занимается врач-ветеринар общего профиля, который не обладает профессиональной психологической подготовкой, автором предлагается тест, определяющий стиль управления собакой. (См. приложение 2). Этот тест представляет собой модификацию опросника А. Л. Журавлева (Журавлев, 1977), методика которого направлена на определение стиля руководства. Журавлев предлагает следующие обозначения стилей управления: директивный, коллегиальный и разрешительный. На сегодняшний день этот тест считается валидным и не требует специальной подготовки для обработки результатов.

    Автор считает целесообразным предложить этот тест ветеринарам, практикующим в области поведенческой медицины, так как в случае необходимости проведения поведенческой терапии успешный ее исход в максимальной степени зависит от поведения хозяина. Понимая стиль взаимодействия между хозяином и его питомцем, специалист сможет предложить поведенческую терапию, которая подходит им в наибольшей степени. (Например, директивное поведение в отношении распоясавшегося волкодава, который живет у пожилой супружеской четы, использующей разрешительный стиль руководства собакой, может привести к трагедии).









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.