Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1.1. Технико-экономическое обоснование
  • 1.2. Информационный проспект
  • 1.3. Инвестиционный меморандум
  • 1.4. Бизнес-план
  • 1.4.1. Классификация бизнес-планов
  • 1.4.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта
  • 1.4.3. Требования к содержанию бизнес-плана в соответствии со стандартами ЮНИДО
  • 1.5. Инвестиционное предложение
  • 1.5.1. Структура инвестиционного предложения
  • 1.5.2. Требования к инвестиционному предложению
  • 1.6. Проспект эмиссии и сопутствующие документы
  • 1.6.1. Анкета эмитента
  • 1.6.2. Решение о выпуске акций
  • 1.6.3. Проспект эмиссии акций
  • 1.6.4. Отчет об итогах выпуска акций
  • 1.7. Процесс подготовки инвестиционных документов
  • 1.8. Советы и рекомендации при подготовке инвестиционных документов
  • 1. Разработка инвестиционных документов

    Главное отличие нового бизнес-плана: вариант, который раньше рассматривался как наименее благоприятный, теперь считается наилучшим.

    (Руководитель проектной группы)

    Инвестиционные документы необходимы как для привлечения инвестиций, так и для того, чтобы самим разобраться в деталях инвестиционного проекта. Процесс разработки (подготовки) инвестиционных документов есть бизнес-планирование, то есть планирование развития бизнеса на некую перспективу. Задача любого инвестиционного документа – донести до читателя информацию о возможностях инвестирования. Каждый тип документов ориентирован на свой круг читателей и рассчитан на применение в строго определенных ситуациях. Можно выделить следующие инвестиционные документы.

    1. Технико-экономическое обоснование.

    2. Информационный проспект (буклет, флайер, презентация).

    3. Инвестиционный меморандум.

    4. Бизнес-план.

    5. Инвестиционное предложение.

    6. Проспект эмиссии ценных бумаг.

    Документы попроще – это информационный проспект (буклет, инвестиционный флайер) и технико-экономическое обоснование. Они составляются сравнительно недолго и объем их – несколько страниц.

    Наиболее значимыми документами являются инвестиционный меморандум, бизнес-план, инвестиционное предложение и проспект эмиссии. Это способы сообщить определенной аудитории информацию о компании:

    ? инвестиционный меморандум используется обычно для продажи бизнес-идеи инвестору, размещения ценных бумаг по закрытой подписке среди частных инвесторов и для получения банковских кредитов;

    ? бизнес-план – обычно внутренний документ, может также предназначаться для банков и деловых партнеров;

    ? инвестиционное предложение предназначено для решения специфической задачи – привлечения капитала;

    ? проспект эмиссии – это документ для распространения среди широкого круга пользователей (потенциальных акционеров и общественности) в соответствии с законодательством.


    По данным Американского агентства по международному развитию (USAID) различия в содержании основных документов определяют так, как представлено в табл. 1.

    Таблица 1 Сравнение содержания основных инвестиционных документов

    Основные различия между бизнес-планом и инвестиционным предложением следующие.

    1. Предназначение. Бизнес-план обычно используется как внутренний документ компании, на основе которого определяются цели и оцениваются достигнутые компанией результаты. Также документ используется для привлечения финансовых ресурсов в виде кредита. Бизнес-план – обычно комплексный и детальный документ, который более сконцентрирован на операционной деятельности компании, стратегии, маркетинге. В то же время бизнес-план, как и инвестиционное предложение, описывает существующую деятельность компании и то, какое положение она планирует занять в будущем. Однако в первую очередь это документ, который детально представляет, каким образом эти цели будут достигнуты.

    2. Читатели. Бизнес-план в первую очередь разрабатывается для менеджеров и владельцев компании, являясь для них руководством к действию. Во-вторых, это документ, который предоставляется на кредитный комитет в случае привлечения кредита. Инвестиционное предложение разрабатывается только для потенциальных инвесторов, а, следовательно, оно должно содержать информацию, на основе которой инвестор может оценить эффективность инвестируемого капитала.

    3. Источники информации. Инвестиционное предложение может быть разработано на основе компонентов и данных из бизнес-плана компании. Однако бизнес-план не должен обязательно содержать инвестиционное предложение.

    1.1. Технико-экономическое обоснование

    Технико-экономическое обоснование (ТЭО) используется для краткого описания необходимости и целесообразности осуществления каких-то затрат. Объем ТЭО – обычно 2–3 страницы, иногда чуть больше. Основные задачи ТЭО:

    ? показать, что данные затраты или данные решения нужны компании;

    ? определить, насколько проект реализуем с технической точки зрения.


    ТЭО оформляется на обычной бумаге и предназначается для человека, который принимает решение по данному вопросу.

    ТЭО для получения кредита должно отражать экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит. В ТЭО для получения кредита должны быть отражены:

    ? основные виды деятельности предприятия и размер уплачиваемого налога на прибыль;

    ? цель, на которую испрашивается кредит;

    ? виды расходов, производимых за счет получаемого кредита;

    ? предполагаемые сроки и сумма выпуска или приобретения продукции или оказываемых услуг с указанием расценок за единицу продукции или услуги;

    ? сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет);

    ? планируемый рынок сбыта.

    1.2. Информационный проспект

    Информационный проспект, буклет, инвестиционный флайер, краткая презентация – все эти документы похожи между собой по сути, а по форме скорее похожи на рекламные листки и брошюры. Их задача – красочно презентовать, преподнести читателю проект или компанию, сделать основные акценты на преимущества проекта. Иногда их называют «презенташками», «резюмешками», краткой информацией о проекте.

    По содержанию документы представляют собой выжимку из резюме бизнес-плана, концентрацию основных достоинств проекта, описание основных рисков, сведения об основных показателях проекта.

    По стилю оформления документы могут быть различны в зависимости от их основной цели.

    Если цель – ознакомить неопределенный круг потенциальных инвесторов с информацией через электронные средства информации (по электронной почте или путем размещения объявлений на специализированных сайтах), то готовится:

    а) электронное письмо с элементами стильного оформления;

    б) текст в электронной форме для его копирования в поля на специализированных сайтах, причем для каждого такого сайта данный текст поправляется в соответствии со спецификой сайта.

    Если цель – ознакомить людей с информацией при личной встрече, вручив красиво отпечатанный и сложенный листок, привлекающий потенциальных инвесторов своей формой и, что важнее, содержанием, то документы готовятся нужным тиражом либо в типографии, либо на цветном принтере. Причем чем выше качество оформления и бумаги – тем более привлекательным будет выглядеть документ по форме (на первый взгляд). Но только продуманное содержание будет способно в дальнейшем привлечь внимание потенциального инвестора и побудить его обратиться по указанным в документе координатам и задать несколько вопросов, а может быть и познакомиться с инициаторами проекта.

    Возможна и подготовка краткой презентации в программе MS-PowerPoint, которую можно вывести на экран и прокомментировать перед потенциальным инвестором.

    1.3. Инвестиционный меморандум

    Инвестиционный меморандум – документ для внешнего пользования. Основные цели инвестиционного меморандума – показать:

    1) уникальность проекта с анализом возможных инвестиционных рисков;

    2) основные достижения компании, финансовые показатели и перспективы;

    3) за счет чего инвестор может получить прибыль.

    Инвестиционный меморандум предназначен для того, чтобы продать бизнес-идею инвестору. По результатам рассмотрения инвестиционного меморандума инвестор принимает решение не о финансировании проекта, а о том, стоит ли продолжать с этими людьми переговоры. Объем документа обычно несколько страниц. По структуре содержания приведем здесь два различных варианта:

    Разделы по первому варианту.

    1. Инвестиционные риски (рынки капитала, оценка акций, политическая и экономическая ситуация, формат отчетности, бухгалтерский учет и аудит, налогообложение и др.).

    2. Структура сделки.

    3. Информация о дочерних, материнских компаниях, филиалах.

    4. Детальный анализ структуры акционерного капитала и акционеров, структура долга и т. д.

    5. Бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения, пояснения к информации.

    Разделы по второму варианту.

    1. Резюме:

    ? краткое изложение информации о деятельности компании;

    ? предлагаемое использование средств, включая ожидаемые экономические результаты и структуру капитала после инвестиций;

    ? стратегия инвестирования;

    ? цели руководства предприятия по созданию собственного капитала.


    2. Отрасль экономики:

    ? краткая справка о состоянии отрасли в мире и на местном уровне;

    ? сильные и слабые стороны конкуренции.


    3. Сведения о компании:

    ? историческая справка;

    ? сведения о приватизации;

    ? тип собственника и юридическая структура (акционерный капитал, список основных держателей акций, доля акций, находящаяся во владении руководства компании, рабочих, юридических и физических лиц, доля акций, находящихся во владении государства);

    ? дочерние компании и другие инвестиции компании.


    4. Сведения о производстве:

    ? недвижимость, оборудование;

    ? объем производства и производственные затраты (модернизация компании, производственные мощности на единицу продукции и существующая производительность на единицу продукции);

    ? упаковка;

    ? патенты, торговая марка, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;

    ? сырье и поставки, основные поставщики;

    ? обслуживание оборудования.


    5. Маркетинг и реализация продукции:

    ? рынок (количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен, возможные конкуренты);

    ? стратегия маркетинга и достигнутые результаты;

    ? существующая и новая продукция;

    ? структура продаж, торговый персонал, способы оплаты труда торгового персонала;

    ? ценообразование, включая методику установления цен и их пересмотр;

    ? сеть реализации и возможные новые методы реализации;

    ? способы оплаты за продукцию основных клиентов (возможные варианты).


    6. Менеджмент и рабочая сила:

    ? директора и менеджмент (генеральный директор, члены совета директоров, директор по финансам и менеджеры основных подразделений); возраст, образование, практический опыт, описание деятельности;

    ? организационная структура менеджмента;

    ? персонал (количество рабочих, структура заработной платы, прошлые трудности, потенциальные источники рабочей силы).


    7. Разное:

    ? непредвиденные обстоятельства;

    ? юридические вопросы;

    ? законодательные вопросы;

    ? торговая марка.


    8. Финансовая информация:

    ? управление отчетностью и информацией, включая компьютеризацию;

    ? финансовые данные;

    ? примечания к финансовым данным (в случае необходимости);

    ? вопросы налогообложения и возможные альтернативные решения.


    Для успешного составления инвестиционного меморандума желательно соблюдать следующие правила[1].

    1. Необходимо осознать суть и предназначение документа, его отличие от других инвестиционных документов. Акцент в инвестиционном меморандуме следует делать на описании бизнес-идеи и компании, которая ее реализует.

    2. Желательно подготовить меморандум самостоятельно. Громкое имя консультанта и высокая цена за услуги еще не гарантируют высокого качества документа хотя бы потому, что консультант не знает всех тонкостей бизнеса; а самостоятельная подготовка документа дает больше понимания того, что там написано.

    3. В меморандуме следует указывать правдивую информацию. Не стоит приукрашивать ситуацию, умалчивать о каких-то фактах, бояться говорить о сильных и слабых сторонах вслух.

    4. Документ должен демонстрировать уникальность проекта. Надо показать, за счет чего удастся потеснить конкурентов и закрепиться на рынке.

    5. Необходимо представить свою команду в выгодном свете. От 3 до 6 ключевых членов команды должны показать, что они способны успешно реализовать проект.

    6. Проект должен соответствовать строгим финансовым требованиям. Финансового инвестора интересует обычно горизонт планирования в 5 лет. При этом ожидания по финансовым показателям достаточно высокие – объем инвестиций должен быть не менее 7–10 миллионов долларов, объем продаж за ближайшие 3 года должен удвоиться, а размер фактической валовой прибыли должен составлять не менее 35–45% от суммы требуемых инвестиций.

    7. Подготовить реальные расчеты. Чересчур оптимистичные прогнозы вызывают только настороженность, не следует завышать цену товара и занижать размер издержек.

    8. Определите, какими будут взаимоотношения с инвестором в инвестиционный период: будет ли инвестор принимать активное участие в управлении компанией или только будет следить за соответствием фактической доходности прогнозам до тех пор, пока планы выполняются.

    9. Подготовить план выхода инвестора из проекта: инвестора часто больше интересует своевременный выход с прибылью, чем возможность участия даже в самом перспективном проекте.

    1.4. Бизнес-план

    Основные цели бизнес-плана:

    ? определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей;

    ? продемонстрировать акционерам или менеджменту перспективность проекта.


    Средний объем бизнес-плана – 20–50 страниц.

    Бизнес-план инвестиционного проекта – традиционный документ для привлечения инвестиций. Цель – обычно привлечение финансирования. Рассчитан на инвесторов, региональную администрацию, собственников и менеджмент компании. Объем такого документа – 50–100 страниц, а с приложениями – 150–300 страниц.

    1.4.1. Классификация бизнес-планов

    Выделим следующие основные виды бизнес-планов:

    1. По целям разработки – бизнес-планы, предназначенные для:

    ? получения внешнего финансирования;

    ? выработки стратегии развития;

    ? планирования деятельности компании.


    2. По используемым методикам – бизнес-планы, подготовленные с использованием различных методик. Среди них:

    ? международная методика ЮНИДО (UNIDO – United Nations Industrial Development Organization);

    ? российские методики;

    ? новые западные методики.


    3. По объекту планирования – в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов:

    ? инвестиционного проекта;

    ? иного проекта;

    ? компании;

    ? группы компаний;

    ? малого предприятия;

    ? бизнес-единицы (направления бизнеса).

    1.4.2. Структура бизнес-плана инвестиционного проекта

    В составлении бизнес-планов нет строго установленных шаблонов, но можно найти макеты. Например, вот несколько источников макетов бизнес-планов:

    ? приложение к постановлению Правительства РФ «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» от 22 ноября 1997 года № 1470;

    ? макет Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса на www.siora.ru;

    ? продаваемые макеты бизнес-планов в конкретных секторах экономики или типовых проектов можно встретить на http://research.rbc.ru.

    Ниже мы предлагаем свой макет бизнес-плана. Данный макет учитывает максимальный перечень возможных вопросов. Однако мы не рекомендуем слепо копировать структуру, так как у каждого проекта и целевого назначения бизнес-плана свои особенности.

    Основные разделы.

    1. Концепция, обзор, резюме, введение.

    2. Базовая компания.

    3. Продукт, продукция, услуги, изделие.

    4. Анализ рынка, маркетинг и продажи.

    5. План производства.

    6. Окружение и нормативная информация.

    7. Организационный план.

    8. Финансовый план.

    9. План инвестиций.

    10. Риски проекта и их минимизация.

    11. Календарный (общий итоговый) план реализации проекта.

    12. Приложения.

    Рассмотрим подробнее структуру каждого раздела.

    Концепция, обзор, резюме

    1. Проект:

    ? название, автор, версия, собственник, срок проекта;

    ? суть проекта;

    ? цель проекта;

    ? задачи проекта;

    ? показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);

    ? аннотация (краткое описание проекта).


    2. Команда:

    ? характеристика и опыт работы инициаторов проекта;

    ? характеристика и опыт работы членов команды в реализации проекта.


    3. Реализуемость проекта:

    ? гарантии возврата инвестиций;

    ? критические для успеха элементы;

    ? ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования.

    Описание компании

    В данном разделе бизнес-плана приводится информация по базовому для реализации инвестиционного проекта юридическому лицу.

    1. Основная информация о компании (юридическом лице):

    ? название;

    ? правовая форма;

    ? месторасположение (в том числе с использованием карты), транспортные магистрали;

    ? почтовый адрес, интернет-сайт, электронный адрес;

    ? руководство (имена, возраст, должности, квалификация, краткая характеристика, фото, доли участия в капитале);

    ? форма и структура собственности;

    ? уставный фонд;

    ? банковские реквизиты (рублевые и валютные счета, депозиты);

    ? лицензии, сертификаты, разрешения и т. д.


    2. Активы компании:

    ? основные средства (недвижимые и движимые);

    ? расположение недвижимости (в том числе с использованием фото);

    ? нематериальные активы, ноу-хау;

    ? уровень технологии;

    ? оборотные средства;

    ? инвентарь;

    ? инфраструктура компании (связь, транспорт, социальные объекты);

    ? персонал, средняя численность, организационная структура;

    ? бизнес-процессы;

    ? поставщики, расположение, характеристика;

    ? продукция;

    ? рынки сбыта, расположение, характеристика;

    ? отношения с властью, наличие государственной поддержки;

    ? оценка залоговых средств.


    3. Анализ положения:

    ? история развития, основные этапы, основные достижения и неудачи;

    ? краткие финансовые показатели за последнее время (оборот, активы, прибыль);

    ? проблемы компании;

    ? преимущества и недостатки, возможности компании и опасности;

    ? стратегические и тактические цели, планы их достижения.

    Продукт, продукция, услуги, изделие

    1. Характеристика продукта:

    ? функциональное назначение, примеры использования;

    ? соответствие принятым стандартам;

    ? технологичность, универсальность;

    ? стадия разработанности;

    ? требования к контролю качества;

    ? требования к подготовке пользователей;

    ? требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей;

    ? условия хранения, транспортировки;

    ? возможности дальнейшего развития продукта;

    ? фото.


    2. Технологии (способы производства).

    3. Лицензирование и сертификация, патентно-лицензионная защита.

    4. Стоимость в зависимости от объемов производства.

    5. Исследования и разработки.

    6. Анализ продукции конкурентов.

    7. Конкурентные преимущества и недостатки продукта.

    Анализ рынка, маркетинг и продажи

    1. Анализ отрасли, сегмента и рынка:

    ? отрасль – текущее состояние, прогноз развития, сегмент продукта;

    ? производители – конкуренты в стране и за рубежом, их основные характеристики – объемы производства, цены, доли, качество продукции, запас прочности, уровень технологии, финансовое положение, сильные и слабые стороны, возможная реакция на выход нового продукта, прогнозы;

    ? рынки и инфраструктура – структура рынка, основные игроки, объемы, цены, условия экспорта, история развития рынка, тенденции, прогнозы, сегментирование;

    ? потребители (покупатели) – фирмы, их расположение, требования к качеству, условиям поставки, мнение о продукции, прогнозы, контракты;

    ? специфические особенности рынка – лицензирование и сертификация, трудности доступа и др.


    2. План маркетинга (стратегия, тактика; место, цели и доля на рынке):

    ? конкурентные преимущества и недостатки предприятия и продукта на рынке, SWOT-анализ;

    ? имидж, миссия и общественное мнение о компании;

    ? целевой сегмент, рынок сбыта, емкость, доля рынка;

    ? продажи по разным предназначениям продукта, сегментация потребителей, ценовая стратегия;

    ? методы поиска партнеров;

    ? рекламная кампания;

    ? связи с общественностью.


    3. План продаж (сбыта) включает такие подразделы:

    ? методы ценообразования и установления гарантийного срока;

    ? ценовая политика (цены, скидки, кампании);

    ? формы организации сбыта, распределение;

    ? логистика: охрана, транспорт, хранение;

    ? уровень запасов;

    ? схемы реализации, условия оплаты;

    ? сервисное и гарантийное обслуживание.


    4. Диагностика и настройка внутренней системы принятия решений по маркетингу и сбыту.

    План производства

    1. Снабжение (обеспечение):

    ? сырье, материалы, комплектующие, производственные услуги (направления применения, условия хранения, транспортировки);

    ? источники сырья – цены, условия поставки, транспортировки, тенденции, контракты;

    ? энергия – потребности, источники, доступность;

    ? участки земли, здания, сооружения, коммуникации;

    ? оборудование – модели, производительность, потребности в работниках, энергии, сырье, пространстве, микроклимате, стыковка со смежным оборудованием, условия приобретения;

    ? поставщики оборудования (фирмы, контракты).


    2. Технология:

    ? описание технологии, лицензий;

    ? описание технологического цикла, производительности;

    ? опыт внедрения.


    3. Производство:

    ? оборудование, технические характеристики, права собственности, поставщики;

    ? транспортировка, монтаж, наладка оборудования, обучение персонала работе;

    ? размещение оборудования, подготовленность территории, в том числе с использованием фото, карты, схемы технологических циклов (описание бизнес-процессов), максимальные и расчетные мощности;

    ? требуемая рабочая сила;

    ? режим работы;

    ? график производства;

    ? расчет затрат и себестоимости продукции;

    ? контроль качества.


    4. Обслуживание оборудования:

    ? ремонт, нормативное обслуживание;

    ? обеспечение условий функционирования оборудования – энергия, микроклимат, сохранность.


    5. Возможности совершенствования технологии.

    Организационный план

    1. Структуры:

    ? организационно-правовая форма реализации проекта;

    ? полномочия и функции участников проекта;

    ? организационная структура;

    ? функциональная структура;

    ? бизнес-процессы;

    ? распределение бизнес-процессов по юридическим лицам.


    2. Трудовые ресурсы:

    ? персонал – штатное расписание;

    ? анализ рынка труда;

    ? набор кадров и обучение, квалификационные требования;

    ? стимулирование и мотивация.


    3. Система управления:

    ? информационная структура;

    ? система регулярного управления проектом.


    4. Организация инфраструктуры: организация обеспечения – перевозки, страхование, аудит, обучение, повышение квалификации работников, консультации, социальные объекты, ТЭЦ и т. д.

    Окружение и нормативная информация.

    1. Ситуация в стране (факторы и риски):

    ? экономическая;

    ? политическая;

    ? социальная;

    ? законодательная;

    ? экологическая.


    2. Региональная ситуация (факторы и риски):

    ? экономическая;

    ? политическая;

    ? социальная;

    ? законодательная;

    ? экологическая.


    3. Местная ситуация (факторы и риски):

    ? местная власть и законы, местные налоги;

    ? инфраструктура.

    Финансовый план

    1. Учетная политика.

    2. Вспомогательные финансовые планы (бюджеты):

    ? налоги и таможенные пошлины, налоговый анализ и политика;

    ? дотации со стороны государства;

    ? закупки;

    ? продажи;

    ? прямые издержки;

    ? зарплата.


    3. Основные финансовые планы (бюджеты):

    ? поступления и платежи;

    ? прибыли и убытки (финансовые результаты, доходы и затраты);

    ? балансы.


    4. Инвестиционный анализ:

    ? расчет финансовых показателей и коэффициентов;

    ? расчет оптимального масштаба производства (объема для наибольшей прибыли);

    ? анализ экономической эффективности инвестиций;

    ? анализ сценариев;

    ? анализ чувствительности;

    ? анализ безубыточности, операционный анализ;

    ? прочие необходимые методы анализа.

    План инвестиций

    1. Осуществленные инвестиции со стороны инициаторов, их оценка, на что потрачены.

    2. Потребности в инвестициях (источники финансирования, формы, сроки, суммы, на что направляются).

    3. Предлагаемые условия инвестирования (схема участия инвестора или схема кредитования проекта).

    4. Прогноз возврата инвестиций.

    5. Предлагаемая система контроля целевого использования финансирования и мониторинга реализации проекта.

    Риски проекта и их минимизация

    1. Оценка рисков проекта и возможностей их страхования и минимизации:

    ? макроэкономические риски;

    ? отраслевые риски;

    ? транспортные риски;

    ? риски по рынку;

    ? риски по продукту;

    ? юридические риски;

    ? налоговые риски.


    2. Анализ альтернатив.

    Календарный план реализации проекта

    Общий итоговый план реализации проекта (график осуществления работ по проекту) можно представить в нескольких формах:

    ? календарный план инвестиционных затрат (табл. 2);

    ? диаграмма GANTT;

    ? график подготовки производства и выпуска продукции;

    ? сетевой график.

    Таблица 2 Пример календарного плана инвестиционных затрат

    Диаграмма GANTT используется для наглядности при планировании времени и ресурсов в ходе реализации проекта. В таблице 3 схематично представлена диаграмма GANTT.

    Таблица 3 Диаграмма GANTT в схематичной форме

    Существуют более раскрытые и наглядные формы, построенные на основе диаграммы GANTT, как, например, в таблице 4.

    Таблица 4 Пример графика подготовки производства и выпуска продукции

    Иногда планирование работ и взаимосвязей между ними нагляднее представить с помощью сетевого графика проекта. Сетевой график показывает основные работы (в виде стрелок), их длина означает продолжительность по времени, а начало и окончание стрелок показывает взаимосвязи работ (рис. 1).

    Рис. 1. Примеры сетевого графика

    Возможные приложения

    1. Комплексная концептуальная.

    2. Схема участников проекта.

    3. График подготовки производства и выпуска продукции.

    4. Организационная структура компании.

    5. Основные экономические показатели проекта.

    6. Социально-экономическое значение проекта.

    7. Схема потоков проекта.

    8. Предварительные контракты.

    9. Акты профессиональных оценщиков.

    10. Аудиторские заключения.

    1.4.3. Требования к содержанию бизнес-плана в соответствии со стандартами ЮНИДО

    В соответствии с международной методикой ЮНИДО бизнес-план должен отражать следующие показатели и формы входящей информации.

    1. Инвестиционные издержки.

    2. Программа производства и реализации.

    3. Среднесписочная численность работников.

    4. Текущие издержки на общий объем выпуска:

    ? материальные расходы;

    ? расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

    ? обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;

    ? административные накладные расходы;

    ? общехозяйственные накладные расходы;

    ? расходы на сбыт продукции.


    5. Структура общих издержек по видам продукции.

    6. Потребность в оборотном капитале.

    7. Источники финансирования:

    ? акционерный капитал;

    ? кредиты;

    ? прочие источники финансирования.

    1.5. Инвестиционное предложение

    1.5.1. Структура инвестиционного предложения

    В структуре инвестиционного предложения выделяют следующие разделы.

    1. Резюме (Executive Summary).

    2. История компании и собственность (Company History and Ownership).

    3. Продукты и / или услуги (Products and / or Services).

    4. Управленческий и производственный персонал (Management and Labour).

    5. Описание отрасли, рынка и конкурентоспособности (Industry, Market and Competitive Performance).

    6. Операции компании (Operations).

    7. Финансовая история (Financial History).

    8. Стратегический план (Strategic Plan).

    9. Факторы риска и стратегия снижения риска (Risks and Risk Reduction Strategies).

    10. Прогноз финансового состояния (Financial Forecasts).

    11. Потребность в финансировании (Summary of Financing Requirements).

    12. Корпоративное управление (Corporate Governance).

    13. Правительственная поддержка и законодательство (Government Support and Regulations).

    14. Финансовое предложение (Financial Proposal).

    В кратком резюме (Summary) в виде одного параграфа обычно описывается:

    ? краткая характеристика бизнеса;

    ? высокая квалификация и способности менеджмента;

    ? качество и конкурентные преимущества продукции и / или услуг.


    Приложениями к инвестиционному предложению (Appendices) могут быть:

    ? финансовые отчеты;

    ? аудиторские заключения;

    ? заключения об оценке имущества;

    ? важнейшие соглашения и контракты;

    ? выдержки из важнейших законодательных актов;

    ? резюме ключевых руководителей;

    ? рекламные брошюры компании;

    ? детальные (технические) описания продуктов;

    ? описание производственного процесса;

    ? план маркетинга;

    ? отчет об исследованиях рынка;

    ? инвестиционный проект.


    Рассмотрим подробнее структуру наиболее важных разделов, которых нет в бизнес-плане.

    Потребность в финансировании

    1. Составление прогноза потока денежных средств, определение дефицита.

    2. Определение наиболее предпочтительной структуры капитала исходя из:

    ? наличия обеспечения;

    ? условий привлечения капитала;

    ? доступности источников финансирования;

    ? максимизации доходности акционерного капитала (обеспечение привлекательности для инвестора);

    ? обеспечения платежеспособности, приемлемой для кредитно-финансовых институтов (долговые обязательства / акционерный капитал);

    ? обеспечения гибкости финансирования;

    ? обеспечения стратегии выхода для инвестора.


    3. Использование капитала:

    ? издержки подготовительного периода;

    ? капитальные вложения;

    ? оборотные средства.

    Описание корпоративного управления

    1. Органы управления:

    ? правление;

    ? совет директоров;

    ? наблюдательный совет;

    ? генеральный директор.


    2. Распределение полномочий между органами управления.

    3. Механизмы взаимодействия с инвесторами и защита их прав:

    ? механизмы защиты прав меньшинства инвесторов;

    ? периодичность и способы информирования о результатах деятельности компании;

    ? возможности регулярного получения отчета о финансовых результатах в соответствии с международными стандартами отчетности;

    ? рычаги влияния инвесторов на принимаемые менеджментом решения;

    ? обеспечение аудита.


    4. Приложения – устав и другие учредительные документы.

    Описание правительственной поддержки и законодательства

    1. Совместимость проекта с общей экономической и инвестиционной стратегией государства.

    2. Возможные механизмы и меры правительства по поддержке проекта на федеральном и региональном уровнях.

    3. Предполагаемый вклад проекта в экономическое развитие страны (бюджетный, социальный, технологический, экологический и другие эффекты).

    4. Особенности национального законодательства.

    5. Ограничения конвертируемости национальной валюты, условия ввоза и вывоза капитала.

    Финансовое предложение

    1. Информация об оценке стоимости бизнеса. В этом разделе на основе будущих доходов или дисконтированных дивидендов раскрывается информация о финансовой модели.

    2. Возможно, включить в инвестиционное предложение или сделать это на последней стадии.

    3. Можно включить диапазон оценок.

    4. Угроза отпугивания потенциальных инвесторов при завышенных оценках.

    5. Предложение должно быть реалистичным и справедливым.

    1.5.2. Требования к инвестиционному предложению

    При подготовке инвестиционного предложения необходимо учитывать следующие требования.

    1. Ориентация документа на инвестора. Задачи:

    ? продать качественный товар, а не просить помощи;

    ? убедить инвестора к разделению рисков и веры в будущие доходы;

    ? пригласить инвестора к сотрудничеству.


    2. Ясность и краткость изложения:

    ? использовать по возможности простой и понятный для инвестора язык;

    ? не применять специальных терминов, для понимания которых инвестору потребуется толковый словарь;

    ? если специальные термины все же присутствуют, то необходимо составить глоссарий;

    ? следует сокращать часто повторяющиеся слова;

    ? найти наиболее точные слова, отражающие мнение автора.


    3. Убедительность и достоверность (использование достаточных аргументов и доводов):

    а) репутация и надежность автора:

    ? надежность источников информации;

    ? подтверждение оппозиционных точек зрения, аргументированное сравнение преимуществ и недостатков проекта;

    ? тактичность высказываний при описании конкурентов;

    б) логичность и аргументированность изложения:

    ? строгая последовательность – возможность изучать предложение по шагам;

    ? прямые формулировки, которые относятся строго к предмету описания;

    ? описание в соответствии с выбранным образцом;

    ? четкое описание заключений и рекомендаций;

    ? использование специфических примеров;

    ? краткость даже при описании существенной информации;

    ? сопровождение утверждений достаточным объемом фактических данных;

    в) соответствие требованиям инвесторов:

    ? мотивировать инвестора – демонстрировать инвестору его выгоды;

    ? показать, что ожидаемые выгоды перевешивают риски;

    ? учесть, соответствует ли предложение системе оценок, которую имеет инвестор (на какие проекты ориентируется, предпочитает большой или маленький риск и т. д.).


    4. Возможно, есть необходимость в использовании дополнительного иностранного языка, обычно английского, тогда имеет смысл привлекать носителя языка.

    5. Качество оформления документа:

    ? хороший переплет;

    ? вид многое может сказать;

    ? использование таблиц и графиков увеличивает наглядность;

    ? полиграфическое качество;

    ? документ не должен превратиться в яркий цветной иллюстрированный журнал.

    6. Также необходимо учесть:

    ? конкретные требования к раскрытию финансовой информации;

    ? ограничения, накладываемые федеральным и региональным законодательством.


    На какие же вопросы должны ответить инвестор и соискатель инвестиций в процессе подготовки и рассмотрения инвестиционного предложения? Выделим две группы.

    1. Вопросы для понимания инвестора.

    ? Способно ли инвестиционное предложение привлечь внимание инвестора и удержать его?

    ? Насколько можно предвидеть вопросы инвестора, и содержит ли инвестиционное предложение исчерпывающие ответы на эти вопросы?

    ? Как сделать так, чтобы инвестор не смог ответить «нет»?

    ? Что должен знать инвестор, чтобы принять решение?

    ? Насколько хорошо инвестор может представить себе объект оценки (область деятельности компании)?

    ? Что должен предпринять инвестор после прочтения инвестиционного предложения?


    2. Вопросы для концентрации на потребностях инвестора:

    ? Что желает инвестор?

    ? Что наиболее важно для инвестора?

    ? Что инвестиционное предложение должно представлять для инвестора?

    ? Какую информацию ожидает увидеть инвестор в каждом разделе инвестиционного предложения?

    ? Какой эффект может оказать эта информация на решение инвестора?

    ? Как наилучшим образом представить информацию, чтобы убедить инвестора?

    ? Как инвестор будет воспринимать инвестиционное предложение?

    ? Какие возражения могут возникнуть у инвестора после прочтения инвестиционного предложения?

    ? Как можно нейтрализовать эти возражения?

    ? Как следует представить возможности компании, чтобы убедить инвестора в способности достижения указанных показателей?

    1.6. Проспект эмиссии и сопутствующие документы

    Проспект эмиссии рассчитан как на институциональных портфельных инвесторов, так и на частных акционеров и проходит обязательную регистрацию в ФСФР. Руководители компаний-эмитентов несут личную ответственность за содержание проспекта эмиссии.

    Структура проспекта эмиссии обязательна. Объем проспекта эмиссии зависит от раскрытия всех требуемых пунктов. Точные требования к документам публикуются ФСФР и различаются для регистрации первичных и дополнительных выпусков. Перед обращением в ФСФР с заявлением о регистрации выпуска ценных бумаг необходимо получить точные новые требования и формы документов.

    Проспекту эмиссии сопутствует ряд других документов:

    ? заявление по форме приложения 1 к Стандартам эмиссии ценных бумаг (приказ ФСФР РФ от 16 марта 2005 года № 05-4 / пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», далее – Стандарты эмиссии ценных бумаг) – сдается эмитентом в регистрирующий эмиссию орган с описью документов;

    ? анкета эмитента;

    ? решение о выпуске акций.


    После осуществления выпуска подготавливается отчет об итогах выпуска акций.

    Ниже приводятся типовые структуры проспекта эмиссии и сопутствующих документов для регистрации первичного выпуска акций.

    1.6.1. Анкета эмитента

    Анкета эмитента обычно составляется по форме приложения 2 к Стандартам эмиссии ценных бумаг, размещаемых при учреждении, и их проспектов эмиссии.

    Сведения в анкете эмитента представляются на дату утверждения решения о выпуске акций:

    1) полное фирменное наименование общества;

    2) сокращенное наименование;

    3) номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица (иного документа, подтверждающего осуществление государственной регистрации юридического лица) и дата государственной регистрации;

    4) идентификационный номер налогоплательщика;

    5) код по ОКПО;

    6) код по ОКВЭД;

    7) сведения об организации, осуществляющей ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества:

    ? полное фирменное наименование организации;

    ? данные о лицензии на осуществление деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг (номер, дата выдачи, орган, выдавший лицензию, срок действия);


    8) размер уставного капитала общества;

    9) данные о доле государства (муниципального образования) в уставном капитале общества;

    10) количество учредителей (в том числе отдельно общее количество учредителей – физических лиц и общее количество учредителей – юридических лиц);

    11) сведения об учредителях, приобретающих 2 и более процентов голосующих акций общества.

    1.6.2. Решение о выпуске акций

    Решение о выпуске акций должно быть оформлено по форме приложения 3 к Стандартам эмиссии ценных бумаг, размещаемых при учреждении, и их проспектов эмиссии.

    1. Вид ценных бумаг: акции.

    2. Категория (тип) акций (обыкновенные, привилегированные).

    3. Форма акций (именная документарная, именная бездокументарная).

    4. Номинальная стоимость каждой акции выпуска.

    5. Количество акций выпуска.

    6. Права владельца акции выпуска:

    ? для неконвертируемых акций указываются точные положения устава общества о правах, предоставляемых акциями этой категории (типа), в том числе размер дивиденда (ликвидационной стоимости) по привилегированным акциям;

    ? для конвертируемых акций указываются категория (тип), номинальная стоимость и количество акций, в которые конвертируется каждая конвертируемая акция, все права, предоставляемые акциями, в которые они конвертируются, а также порядок и условия такой конвертации.

    7. Порядок размещения акций:

    ? способ размещения акций – приобретение акций учредителями общества;

    ? дата приобретения акций – указывается дата государственной регистрации общества как юридического лица;

    ? цена или порядок определения цены размещения одной акции;

    ? условия и порядок оплаты акций – в том числе срок оплаты акций, форма расчетов, полное и сокращенное фирменное наименование кредитных организаций, их место нахождения, почтовый адрес, номера счетов, на которые должны перечисляться денежные средства, поступающие в оплату акций;

    ? в случае оплаты акций неденежными средствами указывается имущество, которым оплачиваются акции выпуска, и условия оплаты, а также полное и сокращенное наименование независимого оценщика.

    8. Обязательство общества – обеспечить права владельцев ценных бумаг при соблюдении ими установленного законодательством РФ порядка осуществления этих прав.

    9. Иные сведения, предусмотренные стандартами.

    1.6.3. Проспект эмиссии акций

    Проспект эмиссии – это документ по форме приложения 4 к Стандартам эмиссии ценных бумаг, размещаемых при учреждении, и их проспектов эмиссии.

    Данные об обществе.

    Сведения, указанные в настоящем разделе, заполняются на дату утверждения решения о выпуске акций:

    1) полное фирменное наименование общества;

    2) сокращенное фирменное наименование;

    3) данные об изменениях в наименовании общества;

    4) сведения о государственной регистрации общества и наличии у него лицензий;

    5) идентификационный номер налогоплательщика;

    6) отраслевая принадлежность общества (код ОКВЭД);

    7) место нахождения, почтовый адрес общества и контактные телефоны;

    8) наименования кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета общества;

    9) сведения об уставном капитале и учредителях общества;

    10) депозитарий общества – если хранение и контроль над распоряжением активами общества должен осуществляться депозитарием.

    Сведения об акциях, размещенных при учреждении общества (раздел повторяется в полном объеме для каждого выпуска акций, оформляемых проспектом эмиссии акций).

    1. Сведения об акциях, размещенных при учреждении общества:

    ? категория (тип), форма акций выпуска;

    ? количество акций выпуска;

    ? номинальная стоимость каждой акции выпуска;

    ? общий объем выпуска (по номинальной стоимости);

    ? права, предоставляемые каждой акцией выпуска. По привилегированным акциям – точные положения устава общества о правах, в том числе размер дивиденда (ликвидационной стоимости). По конвертируемым акциям – категория (тип), номинальная стоимость и количество акций, в которые конвертируется каждая конвертируемая акция, все права, предоставляемые акциями, в которые они конвертируются, а также порядок и условия такой конвертации;

    ? способ размещения акций – приобретение акций учредителями общества;

    ? дата приобретения акций – дата государственной регистрации общества как юридического лица;

    ? цена или порядок определения цены размещения акций;

    ? условия и порядок оплаты акций, в том числе срок оплаты акций, форма расчетов, полные и сокращенные фирменные наименования кредитных организаций, их место нахождения, почтовый адрес, номера счетов, на которые должны перечисляться денежные средства, поступающие в оплату акций.


    2. Данные об эмиссии акций:

    ? дата принятия и орган, принявший решение об учреждении общества;

    ? дата утверждения и орган, утвердивший решение о выпуске акций и проспект эмиссии акций.


    3. Порядок учета и перехода прав на акции – полное и сокращенное фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, телефон, факс (с междугородным кодом), адрес электронной почты регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев именных ценных бумаг общества, данные о лицензии (номер, дата выдачи, орган, выдавший лицензию, срок действия) на осуществление соответствующей профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае если общество осуществляет ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно, указывается подразделение общества, осуществляющее ведение реестра, место нахождения, почтовый адрес, телефон, факс (с междугородным кодом). Приводятся основные данные, касающиеся порядка учета акций и перехода прав на акции.

    Дополнительная информация.

    1. Ограничения в обращении акций.

    2. Прочие особенности и условия выпуска и/или обращения акций.

    1.6.4. Отчет об итогах выпуска акций

    Форма отчета об итогах выпуска акций приведена в приложении 5 к Стандартам эмиссии ценных бумаг, размещаемых при учреждении, и их проспектов эмиссии.

    1. Вид ценных бумаг (акции), категория (тип) акций (обыкновенные, привилегированные), форма акций (именные бездокументарные, именные документарные).

    2. Способ размещения акций: приобретение акций учредителями общества.

    3. Фактический срок размещения акций – указывается дата государственной регистрации общества как юридического лица.

    4. Номинальная стоимость каждой акции выпуска.

    5. Количество размещенных акций выпуска – отдельно указывается количество акций выпуска, оплаченных и/или оплачиваемых денежными средствами в рублях, денежными средствами в иностранной валюте и иным имуществом.

    6. Цена размещения акций.

    7. Сумма (стоимость) имущества, которым оплачиваются акции выпуска:

    ? общая сумма (стоимость) имущества в рублях, внесенного в оплату размещенных акций, а также подлежащая внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором о создании (решением об учреждении) общества;

    ? сумма денежных средств в рублях, внесенная в оплату размещенных акций, а также подлежащая внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором о создании (решением об учреждении) общества;

    ? сумма иностранной валюты, выраженная в рублях по курсу ЦБ РФ на момент оплаты, внесенная в оплату размещенных акций, а также на дату утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, подлежащая внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором о создании (решением об учреждении) общества;

    ? стоимость иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, а также подлежащего внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором о создании (решением об учреждении) общества, с указанием органа и независимого оценщика, осуществившего оценку этого имущества.


    8. В отчете об итогах выпуска акций указываются:

    ? учредители, владеющие не менее чем 2% голосующих акций общества, а также владельцы привилегированных акций, конвертируемых в голосующие акции общества, если в результате конвертации в совокупности с уже имеющимися акциями общества они будут владеть не менее чем 2% голосующих акций;

    ? члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, члены коллегиального исполнительного органа общества (их фамилии, имена, отчества, занимаемые ими должности в обществе, а также в других организациях) с указанием по каждому из них долей принадлежащих им акций эмитента по типам;

    ? лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, с указанием долей принадлежащих указанному лицу акций эмитента по типам.

    1.7. Процесс подготовки инвестиционных документов

    Подготовку инвестиционных документов лучше осуществлять силами специалистов. Процесс подготовки инвестиционных документов занимает обычно 1–3 месяца. Выделим следующие его этапы.

    1. Сбор и анализ предварительной информации.

    2. Подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес-плана.

    3. Сбор детальной информации по всем разделам бизнес-плана.

    4. Анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес-плана.

    5. Подготовка оформления бизнес-плана.

    6. Контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов.

    7. Подготовка нескольких вариантов бизнес-плана (в зависимости от целевой аудитории).

    8. Печать, прошивка копий бизнес-плана.

    Важно!

    Процесс сбора первичной информации для бизнес-плана или иного документа порою представляет самую большую проблему. Дело не только в том, что у первоисточника может не быть нужной информации, но даже той информации, из которой можно сформировать нужную. Часто рядовые сотрудники просто ленятся, проявляют полное безразличие, тормозят процесс, или халатно к этому относятся, что ведет к низкому качеству информации и постоянным задержкам. Нередко заканчивается все тем, что представитель инвестора приезжает на место и сам «выжимает» все что можно «выжать». А самая нелегкая ситуация, когда инвестор и менеджмент компании вроде бы договорились о предоставлении информации, но менеджмент изнутри неявным способом саботирует это решение.

    В качестве источников информации могут использоваться:

    ? маркетинговые или другие исследования;

    ? Интернет;

    ? книги;

    ? деловая пресса и СМИ;

    ? информация, предоставляемая фирмой;

    ? справочные данные специализированных банков и баз данных;

    ? информация, предоставляемая промышленными ассоциациями, международными организациями, производителями оборудования.

    Конечными пользователями инвестиционных документов являются:

    ? внутренние пользователи (менеджмент компании) – хотят знать реальную максимально объективную информацию;

    ? потенциальные партнеры (покупатели, кредиторы) – интересуются выполнением договорных обязательств;

    ? банки – интересуются возвратностью заемных средств;

    ? региональная администрация – интересуется налогами и занятостью;

    ? акционеры и инвесторы – интересуются дивидендами и отдачей на инвестиции.

    Важно!

    Разность интересов сторон порой приводит к тому, что инвестиционный проект разрабатывается в нескольких вариантах – каждый под конкретные интересы сторон. Может получиться и так: стороны изучат документы друг друга и поймут, что это два совершенно разных проекта, поданных одновременно по одному вопросу. Будет достаточно высокая степень расхождения. Естественно, это приведет к остановке процесса.

    Для разных пользователей разрабатываются отдельные варианты с разными сценариями и акцентами на интересующих вопросах. Круг организаций и конкретных людей, интересы которых затрагиваются разрабатываемыми инвестиционными документами, достаточно широк (рис. 2). И интересы у них часто разные, а значит, и разное понимание. Поэтому разработчик документов должен балансировать между интересами сторон, приоткрывая каждой стороне интересующие ее вопросы. Профессиональный уровень подготовки разработчика инвестиционной документации должен позволять ему не только грамотно работать с письменной информацией и документами, а также еще и с нужными людьми и должностными лицами.

    Рис. 2. Многообразие заинтересованных сторон в ходе реализации инвестиционного проекта

    1.8. Советы и рекомендации при подготовке инвестиционных документов

    Выделим отдельно советы и рекомендации:

    ? по стилистике;

    ? по акцентам в содержательной части;

    ? по самостоятельной разработке бизнес-плана.

    Рекомендации по стилистике.

    1. Краткость. Излагайте только самое главное в каждом разделе документа.

    2. Доступность в изложении и понимании. Документ должен быть понятен широкому кругу людей – тому кругу, на который он рассчитан.

    3. Не перегружайте документ техническими подробностями.

    4. Пробудите интерес у читателя (инвестора). Будьте убедительны, лаконичны.

    5. Чтобы документ был удобен для читателя, следует воспользоваться методикой его составления по стандарту.

    6. Материалы следует составлять на языке читателя (инвестора), ясно и понятно даже для неспециалиста, без грамматических ошибок.

    7. Все должно быть понятно, нужно чтобы вывод напрашивался сам собой, не может быть недосказанности, нечеткости или возможности понять превратно; все необходимое должно быть на своем месте и не требовать времени на поиск.

    8. Для иностранного инвестора проект будет только тогда инвестиционным, когда выполняются привычные и приемлемые для него требования к оформлению и содержанию документов.

    Рекомендации по акцентам в содержательной части.

    1. В проекте должно быть указано, что члены команды являются классными специалистами в своей отрасли, имеют богатый успешный опыт, имеют хорошие рекомендации от внушающих доверие источников.

    2. В проекте должно быть написано, что продукция будет высококачественная и востребованная на рынке, конкурентоспособная, что покупатели на эту продукцию есть уже сейчас – к проекту желательно подкрепить письма или предварительные контракты от будущих покупателей.

    3. Проект должен показывать инвестору, сколько, когда и как он заработает.

    4. Использованные материалы не должны быть устаревшими.

    5. Все расчеты и суммы должны быть указаны в валюте инвестора (обычно в долларах США).

    Самостоятельная разработка многих документов (бизнес-плана, инвестиционного меморандума) является с точки зрения инвестора правильным решением. Тогда автор будет знать все его детали и сможет эффективно защищать его на встрече с инвестором, если она произойдет. Но для того чтобы сделать документы самостоятельно, надо приобрести достаточно много новых знаний, потратить изрядное количество времени, быть последовательным и проявить способности владения словом. Статистика показывает, что получение инвестиций на основе самостоятельно подготовленных документов происходит значительно реже.

    При самостоятельной разработке документов следует помнить:

    ? на разработку потребуется больше времени, чем кажется вначале;

    ? важны даже детали стиля и оформления;

    ? прежде чем готовить свой проект, надо прочитать несколько других проектов;

    ? начинать лучше с самого легкого раздела;

    ? при отсутствии вдохновения можно взять паузу;

    ? надо выглядеть энтузиастом, но в пределах реальности.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.