Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 7.1. Национальная инновационная инфраструктура
  • 7.2. Особенности развития и финансирования раннего бизнеса
  • 7.3. Продвижение венчурных проектов предпринимателем
  • 7. Особенности инновационных инвестиционных проектов

    Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю. Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну не разорять и отечеству ущерба не чинить.

    (Петр I)

    Классическими типами инвестиционных проектов являются:

    1) проекты, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками (НИОКР), инновационные проекты. В ходе таких проектов происходит накопление величины нематериальных активов, а значительная часть инвестиций идет на пополнение нематериальных активов;

    2) строительные проекты. В ходе таких проектов происходит накопление величины основных средств, значительная часть инвестиций осуществляется в пополнение объема основных средств.

    Как мы видим, по сути эти два типа проектов похожи – во время инвестиционной стадии происходит увеличение активов за счет освоения инвестиций. Отличие проектов – в их предназначении и возможных последствиях.

    Активы строительного проекта материальны и нужны для создания новых площадей определенного целевого назначения. Если на некоторой стадии в результате каких-либо причин строительный проект будет заморожен, то останется недострой, который в течение определенного времени может быть восстановлен. По истечении некоторого времени недострой не сможет быть восстановлен из-за физических деформаций – тогда инвестиции пропадают. Таким образом, в случае востребованности результата проекта судьба проекта находится в руках его исполнителей, а востребованность результата проекта можно спрогнозировать достаточно точно.

    Активы инновационного (связанного с выполнением НИОКР) проекта нематериальны и по сути представляют собой финансирование работ, результат которых заранее точно не известен, но известна цель. По этому инвестиции в инновационный проект могут найти коммерческое применение, а могут так и не быть использованы, если, например, результаты исследований окажутся отрицательными. Основная особенность связанных с НИОКР проектов – это повышенный риск. Но есть статистика, которая говорит об эффективности инновационных проектов, и есть меры, позволяющие снижать риск при отборе и начале реализации проектов. Инновационные проекты более уникальны, чем обычные, – это связано с их особенностями:

    ? необходимость использования инновационной инфраструктуры для развития проекта;

    ? цикл развития проекта;

    ? работа с интеллектуальной собственностью.

    7.1. Национальная инновационная инфраструктура

    Инновационные проекты характерны тем, что для их финансирования используется специальный тип финансирования – венчурное. Рисунок 23 наглядно показывает, какое место занимает финансирование инновационных проектов среди финансирования в целом. Традиционное финансирование основано на гарантиях и обеспечении – в случае неудачи финансовые ресурсы могут быть возвращены за счет этого. Венчурное финансирование отличается тем, что финансируемый проект не имеет стабильного обеспечения, и рассчитывать на возврат финансирования можно лишь в случае, когда проект начинает приносить доход. Венчурным путем финансируются не обязательно инновационные проекты – обычные проекты тоже могут не иметь гарантированного обеспечения. Поэтому инновационные проекты в России финансируются лишь меньшей частью венчурного финансирования. Среди инновационных проектов часть – научно-технические проекты. Таким образом, самые негарантированные по результативности проекты составляют малую долю в проектах, финансируемых за счет венчурного капитала.

    Особенностью финансирования инновационных проектов является также и то, что предприниматель и владелец капитала разделяют риски. Владелец капитала рискует деньгами, а предприниматель (изобретатель) рискует силами и временем.

    Рис. 23. Место финансирования инновационных проектов в системе способов финансирования бизнеса


    Без присутствия специальных элементов инфраструктуры инновационным проектам будет трудно развиваться. Хотя настоящие проекты никогда не зависели от инфраструктуры и развивались самостоятельно на энтузиазме авторов, инициаторов, ученых или на базе действующих компаний. Но это не значит, что так и должно быть и не надо помогать людям, создающим будущее.

    Необходимо, чтобы более рискованные и более трудоемкие инновационные проекты реализовывались с помощью элементов национальной инновационной инфраструктуры, которая призвана простимулировать и обеспечить развитие инновационных проектов и переход экономики страны на инновационный путь развития. Основными элементами создающейся инновационной инфраструктуры являются:

    1) территориальные образования поддержки (создающие комфортные условия и специальные налоговые режимы):

    ? научные парки и наукограды (например, подмосковный Троицк);

    ? технопарки (концентрируют в одном месте ряд научно-технических проектов и создают инфраструктуру для их развития);

    ? бизнес-инкубаторы (предоставляют бизнесу на начальной стадии место для развития);

    ? особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны (создаются в Санкт-Петербурге, Дубне, Новосибирске, Нижнем Новгороде);


    2) структуры государственной поддержки инноваций (осуществляющие финансирование на безвозмездной основе):

    ? федеральная целевая научно-техническая программа (финансирует отдельные научные направления и разработки);

    ? фонды финансирования с бюджетным и внебюджетным участием (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другие);


    3) образовательные и базовые для концентрации кадров и наработок структуры (развивающие человеческий потенциал):

    ? университеты (МГУ имеет значительный вес);

    ? коучинг-центры по венчурному предпринимательству (помогают предпринимателям вести дела);

    ? международные учебно-научные и консультационные центры инновационного предпринимательства (один из первых таких центров создан на базе МГУ);


    4) инвестиционные структуры (обеспечивающие финансирование проектов):

    ? венчурные фонды (венчурный фонд является «фондом фондов»);

    ? фонды технологического развития (например, по инициативе правительства в целях обеспечения эффективного развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и обеспечения привлечения туда инвестиционных ресурсов создается Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций);

    ? венчурные фонды ранних стадий развития с государственным участием, «посевные» структуры и фонды;

    ? ассоциации и союзы инвесторов (Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, Национальная сеть «бизнес-ангелов» и другие);

    ? гарантийные структуры и фонды;


    5) информационные и коммуникационные системы:

    ? центры трансферта технологий (накапливают информацию о существующих технологиях и разработках и сопутствуют обмену этой информацией);

    ? информационно-технические центры (концентрируют информацию по определенным темам и направлениям);

    ? федеральные и региональные венчурные ярмарки (собирают на одной территории на несколько дней заинтересованных в развитии проектов лиц, в том числе инициаторов, владельцев, руководителей проектов, потенциальных инвесторов, субъекты инфраструктуры и представителей властей);

    ? биржи высоких технологий (первая фондовая биржа высоких технологий (ФБВТ) создается в Москве при содействии МГУ, теперь компании смогут выбирать, где размещать свои ценные бумаги – на ММВБ, РТС или ФБВТ).

    Национальная инновационная инфраструктура создается при поддержке государства с 2001–2003 годов. Как и в любом деле, здесь тоже переплетаются многочисленные личные интересы, что порою приводит к неэффективной работе элементов инфраструктуры, торможению в развитии. Механизмы государственно-частного партнерства используются во многих странах мира для повышения эффективности совместной работы и обеспечения сбалансированности интересов участников. Такие механизмы начинают создаваться и в России.

    Другой особенностью национальной инновационной системы является отсутствие достаточного спроса на услуги субъектов инфраструктуры, долгая «раскачка» предпринимателей и изобретателей как по причине их неготовности к работе в новой системе, так и по причине «необкатанности», ненастроенности системы. Изобретатели в основной массе не умеют продвигать реализацию проектов, а владельцам капитала нужны гарантии. Пока есть иные инвестиционные возможности, владельцы капитала предпочитают вкладывать в проекты «наверняка» – в другие сектора и рынки. В стране дефицит особых людей – венчурных и инновационных предпринимателей, которые смогли бы эффективно стыковать изобретателей, банкиров, иные источники капитала, элементы инфраструктуры, государственные органы, управленческие команды и запускать с контролем исполнения инновационные проекты.

    Некоторые полезные сайты по темам науки и инноваций (2005 год):

    ? www.rsci.ru – информационная система «Наука и Инновации»;

    ? www.sciencerf.ru – ресурс национального информационного центра по науке и инновациям;

    ? www.3i.ru – проект «Инновации, Инвестиции, Индустрия» («Три И») осуществлялся компанией «Парк-медиа» совместно с Центром «Открытая экономика», Министерством промышленности, науки и технологий и Российским фондом технологического развития и при поддержке Агентства США по международному развитию USAID;

    ? www.innovbusiness.ru – ресурс «Инновации и предпринимательство» создан для информационной поддержки предпринимателей и компаний, занятых в сфере инновационного бизнеса;

    ? http://invest.permtpp.ru – один из успешных региональных проектов, развивается при поддержке Пермской ТПП, администрации Пермской области и Департамента экономики и инвестиций администрации Перми.

    7.2. Особенности развития и финансирования раннего бизнеса

    Большинство инновационных проектов находится на ранней стадии. При дальнейшем развитии проекта и выходе на более позднюю стадию проект постепенно теряет инновационность. Типовой процесс развития новой инновационной компании хорошо описан в программе «Старт», Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования и в некоторых других источниках.

    Любой проект начинается с идеи. Если идея правильная и крепкая, то и проект, если будет реализован, будет удачным и устойчивым. На первых этапах все зависит от инициатора (автора) проекта. Доведение проекта до стадии устойчивого получения первых доходов называется стадией «start-up» и осуществляется в основном одним человеком, который совмещает в себе все необходимые проекту функции, и уже позже начинает делегировать полномочия. Иногда в проекте изначально есть команда единомышленников, и это хорошо, но такое бывает нечасто, и в основном такие команды объединяются из сокурсников – людей, не только успевших хорошо узнать друг друга за годы совместного обучения, но и живущих в одной предметной области, и повзрослевших в одной культуре.

    В самом начале пути инициатор должен понять, достаточно ли он решителен и хватит ли у него возможностей, чтобы пойти до конца. Если есть сомнения – лучше оставить идею и не браться за ее реализацию, не тратить зря свое время и силы. Можно поделиться этой идеей с кем-то еще или, если она в принципе коммерциализируема, защитить ее и продать. При принятии решения о начале работ надо понять, почему до сих пор никто не реализовал такую идею. Следует оценить вероятность появления аналогичной идеи у других компаний, предпринимателей, потенциальных конкурентов, оценить реальность ее осуществления ими и, соответственно, потери вами впустую своих усилий и вложенных ресурсов. Также необходимо оценить вероятность того, что при первом появлении идеи или механизмов ее реализации на публике, они могут быть переняты конкурентами, и в связи с тем, что они обладают большей скоростью и ресурсами, они смогут довести аналогичный проект раньше вашего.

    Обеспечение проекта первыми ресурсами происходит обычно за свой счет. Инициатору приходится изыскивать возможности использования каких-либо ресурсов, которые ему доступны, для целей проекта. Проекту могут потребоваться разные ресурсы – информационное оборудование, место, материальные ценности, денежные средства. На рисунке 24 показаны возможные источники денежных средств для развития нового проекта по мере его роста.

    Рис. 24. Способы финансирования раннего бизнеса[11]


    Если человек решился реализовать проект, то на ранней стадии у него есть два пути:

    ? совмещать продвижение проекта с основной работой, дающей средства к существованию;

    ? накопить определенный объем запасов и во время продвижения проекта жить за счет этих запасов.

    Обычно стадия «вынашивания» идеи, предварительного «прощупывания» рынка и партнеров, оценка возможностей реализовать проект длятся около года при значительном объеме уделяемого проекту времени. Когда предприниматель сформировал собственное понимание конкретного пути реализации проекта, он при необходимости запускает собственными силами опытную версию проекта и ищет партнеров для обеспечения проекта ресурсами. Здесь большое значение имеет способность предпринимателя подобрать правильных партнеров и убедить потенциальных партнеров участвовать в проекте. Для этого предприниматель использует не только личные таланты и способности, но и свойства своего проекта, и личную репутацию. Все вопросы, связанные с проектом, предприниматель решает самостоятельно. Этот этап длится в среднем еще год.

    После запуска проекта в эксплуатационный режим в малых объемах, получения подтверждения наличия рынка и снятия существенных рисков ранних стадий приходит время думать о масштабировании проекта и увеличении объемов продукции. На данном этапе уже требуются средства инвесторов. А чтобы довести проект до данной стадии, предпринимателю тоже нужна финансовая поддержка. Вложение средств на ранних стадиях имеет очень большой риск, поэтому родственники, друзья, товарищи, частные рисковые инвесторы («бизнес-ангелы») или проводники средств государственной поддержки или поддержки по специальным общественным программам выделят деньги, если будут видеть, что предприниматель сам разделяет эти риски и сделает все возможное, чтобы не потерять вверенные ему деньги.

    Программа «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является одним из наиболее доступных на сегодня инструментов финансирования новых проектов, связанных с выполнением НИОКР. Условия финансирования определены программой с учетом особенностей развития инновационных проектов. Основная цель программы «Старт» – содействие предпринимателям, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (технологии, услуги). Программой поддерживаются только заявки на коммерциализацию имеющегося научно-технического результата (научной идеи, прав на интеллектуальную собственность, соглашения по их использованию), на основе которого и создается новый конкурентоспособный товар или повышается конкурентоспособность существующего товара. При этом предполагается, что:

    ? для реализации этой задачи будет образована малая инновационная наукоемкая компания;

    ? процесс ее становления займет до трех лет:

    ? в течение 1-го года за средства в размере до 750 тысяч рублей компания должна убедиться в реальности (или нереальности) коммерциализации научно-технического результата путем проведения исследований, разработки прототипа продукта, его испытания, патентования, составления бизнес-плана и других действий;

    ? реальной коммерциализацией будет «раскрутка» новой компании в конце 3-го года с численностью сотрудников от пяти до двадцати человек и с объемом реализации нового продукта не менее 600 тысяч рублей на одного сотрудника в год.

    7.3. Продвижение венчурных проектов предпринимателем

    Рассматриваемые в данном разделе вопросы касаются не только инновационных проектов, но также и венчурных проектов и частично вообще инвестиционных проектов. Здесь рассказано о том, как надо действовать предпринимателям, чтобы продвинуть реализацию проекта.

    Практики выделяют следующие основные ошибки предпринимателей, стремящихся продвинуть инвестиционный проект или найти инвестора:

    ? обращение предпринимателя во властные структуры в поисках поддержки – власть не окажет реальной поддержки (финансирования) за исключением случаев участия в специальных программах;

    ? предприниматель не может четко сформулировать, что у него за бизнес и что у него за продукт;

    ? у предпринимателя нет понимания рынка: какова территория, каков объем, кто игроки на нем;

    ? предприниматель не выработал и не видит стратегию развития бизнеса;

    ? члены команды не имеют достаточно опыта в своей сфере деятельности, недостаточно преуспели для того, чтобы инвестор поверил бы в их успех и в данном проекте;

    ? предприниматель не понимает, сколько денег ему надо, на что он их будет тратить (в деталях) и чего в результате достигнет;

    ? предприниматель не понимает, какого типа инвестор ему нужен, и идет в поисках инвестиций не по адресу.

    Практики выделяют следующие рекомендации предпринимателям:

    ? надо понимать, что финансовому (портфельному) инвестору в принципе все равно, каким бизнесом заниматься; для него главное, чтобы бизнес был финансово эффективен;

    ? в настоящем не может быть продана стоимость, которая будет достигнута в будущем, которой еще нет;

    ? нет особого смысла приносить письма власти о поддержке, инвестору они ничего не дадут;

    ? никто не даст предпринимателю денег просто с надеждой;

    ? если у предпринимателя перед обращением к инвестору уже есть успешно работающий однородный бизнес, и он просит денег на его расширение в той или иной форме, то не стоит говорить: «Прежний бизнес – это будет только мое, а новый бизнес – наше совместное»; в этом случае инвестор не будет продолжать переговоры;

    ? чтобы инновация не выглядела авантюрой, нужна ее правовая охрана, в то же время не все целесообразно патентовать на стадии инвестиционного проекта;

    ? надо понять, готов ли предприниматель открыться перед инвестором, потому что предпринимателю, который не дает объективной информации, никто денег не даст;

    ? чтобы понять, даст ли инвестор денег, надо поставить себя на место инвестора, представить, что надо вложить свои честно заработанные деньги и честно ответить на вопрос: «А вложил бы я сам?»

    К сожалению, финансирование получают только 5–10% проектов из числа соискателей. Множество проектов не поддерживаются финансированием только потому, что предприниматель пошел не к тому инвестору.

    Для повышения вероятности поддержки инвестором проекта предпринимателю и его команде необходимо:

    ? созревать, готовиться;

    ? понимать интересы потенциальных инвесторов, изучать их.

    Большинству проектов инвесторы отказывают в финансировании. При этом в переговорах не всегда могут сказать реальную причину отказа. Инвесторы выделяют следующие основные причины отказа в финансировании проекта.

    1. Предприниматель не убедил инвестора в существующем и потенциальном рынке.

    2. Слабо проработана стратегия проекта.

    3. Не впечатлила сама команда проекта.

    4. Оценка предпринимателем проекта завышена или условия участия в проекте переоценены.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.