Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Приложение 1. Инструкция по проведению мониторинга автосалона методом «таинственный покупатель»
  • Приложение 2. Досье на лицо, принимающее решения (ЛПР)
  • Приложение 3. Методика проведения опроса клиентов
  • Приложение 4. Письмо после сделки
  • Приложения

    Приложение 1. Инструкция по проведению мониторинга автосалона методом «таинственный покупатель»

    1. Перед контактом с продавцом «таинственный покупатель» придумывает «покупательскую легенду» (марку автомобиля, планируемую сумму затрат, сроки приобретения, причины смены автомобиля), а также просматривает анкету, фиксируя в памяти пункты, по которым будет проводиться оценка.

    2. В ходе взаимодействия с продавцом «таинственный покупатель» концентрирует свое внимание на действиях продавца салона, фиксируя в памяти его поведение и реакции на различных этапах продажи.

    3. При установлении контакта «таинственный покупатель» не проявляет инициативы, сначала осматривает салон и выбирает автомобиль (из стоящих в нем) для «покупательской легенды» (как представляющий интерес).

    4. В ходе представления «таинственный покупатель» высказывает сомнения в целесообразности покупки автомобиля данной марки и отмечает, как продавец отреагирует на это замечание.

    5. После обозначения продавцом стоимости автомобиля «таинственный покупатель» задает вопрос: «А какую скидку дадите?» и отмечает, как продавец отреагирует на этот вопрос.

    6. В ходе обсуждения стоимости «таинственный покупатель» сообщает, что у него есть более выгодное предложение по данной марке от другой фирмы, и отмечает, как продавец отреагирует на эту фразу.

    7. Если продавец не сообщает информацию о дополнительных расходах при покупке автомобиля (регистрация, страховка, доставка и т. д.), судьбе нынешнего автомобиля (комиссия, трейд-ин), альтернативных схемах финансирования покупки (кредит, лизинг), то в конце контакта «таинственный покупатель» задает соответствующие вопросы.

    8. Если продавец не предлагает тест-драйв, то в конце контакта «таинственный покупатель» задает вопрос о возможности пробной поездки.

    9. После завершения контакта «таинственный покупатель» отмечает один из вариантов наблюдаемого поведения продавца по каждому пункту в колонке «Наблюдаемое поведение» знаком «А. В некоторых вопросах отмечаются все варианты ответов.

    10. В графе «Примечания» «таинственный покупатель» фиксирует свои комментарии, возникшие в ходе посещения салона, но не укладывающиеся в формализованные рамки бланка.

    11. Заполненный бланк с устными комментариями «таинственный покупатель» передает ответственному за проведение мониторинга.

    Фрагмент анкеты

    1. Контакт с клиентом.




    2. Анализ потребностей клиента.



    3. Демонстрация продукта и аргументация в его пользу.



    Приложение 2. Досье на лицо, принимающее решения (ЛПР)

    Информация об ЛПР.

    Дата заполнения: «___» ___________ 200___г.

    Кто заполнил анкету: ______________________

    Дата внесения последних дополнений: «___» ___________ 200___г

    1. Клиент.

    1.1. Ф.И.О.

    1.2. Занимаемая должность.

    1.3. Название фирмы и адрес.

    1.4. Домашний адрес.

    1.5. Телефон (служебный и домашний).

    1.6. Дата и место рождения.

    1.7. Рост. Вес. Особенности физического состояния (примеры: лысеет, в прекрасной физической форме, острые боли в спине и т. д.). Состояние здоровья в настоящее время.

    1.8. Полученное образование. Средняя школа и год окончания. Высшее учебное заведение. Когда окончил. Какой степени получен диплом.

    1.9. Награды. Ученые степени.

    1.10. Какими видами спорта занимался.

    1.11. Какой общественной деятельностью занимался.

    1.12. Прохождение воинской службы. Звание при увольнении в запас. Отношение к своей службе в армии.

    2. Семья.

    2.1. Семейное положение.

    2.2. Фамилия и имя жены (мужа).

    2.3. Образование жены (мужа).

    2.4. Круг интересов жены (мужа).

    2.5. Дата свадьбы.

    2.6. Дети (если есть), имена и возраст.

    2.7. Образовательный уровень детей.

    2.8. Чем интересуются дети (их увлечения, проблемы и т. п.).

    3. Предшествующая деятельность.

    3.1. Фирмы и занимаемые должности.

    3.2. Предшествующая должность (в фирме, где работает в настоящее время).

    4. Статус и социальная активность.

    4.1. Какие «символы» социального положения есть в кабинете клиента.

    4.2. Членство в профсоюзных или отраслевых обществах. Какие занимает должности, какие получал награды.

    4.3. Является ли политически активным. Партия. Значение для клиента.

    4.4. Религия. Отношение к религии.

    4.5. Что (помимо бизнеса) клиент принимает близко к сердцу. Стиль жизни.

    4.6. Болельщиком каких видов спорта он является и за какие команды «болеет».

    4.7. Какой марки у него автомобиль.

    4.8. Какое впечатление клиент хочет произвести на людей. Какими эпитетами вы бы воспользовались, чтобы описать его.

    4.9. Какими своими жизненными достижениями он (она) больше всего гордится.

    4.10. Какова, по вашему мнению, долгосрочная личная цель клиента.

    4.11. Какова, по вашему мнению, ближайшая личная цель клиента.

    4.12. Строго конфиденциальные сведения, не подлежащие обсуждению с клиентом (например, развод, членство в организации «Анонимные алкоголики» и т. п.).

    5. Клиент и наша организация.

    5.1. Какие деловые отношения он (она) имеет с сотрудниками нашей компании.

    5.2. Кто еще из сотрудников нашей компании знаком с клиентом. Тип контакта. Характер отношений.

    5.3. Считает ли клиент, что у него есть какие-либо обязательства в отношении вас, вашей фирмы и вашего конкурента.

    6. Клиент и его организация.

    6.1. Как клиент относится к своей фирме.

    6.2. В чем заключается его (ее) долгосрочная цель деятельности.

    6.3. В чем заключается его (ее) ближайшая цель деятельности.

    6.4. Имеются ли люди, к мнению которых клиент особо прислушивается.

    6.5. Чем в настоящее время больше всего озабочен клиент: благополучием фирмы или своим личным благополучием.

    6.6. В чем заключаются, по мнению клиента, основные проблемы.

    6.7. Какие проблемы административного управления являются самыми срочными для фирмы клиента. Существуют ли конфликты между клиентом и администрацией его фирмы.

    6.8. Есть ли у вас возможность оказать помощь в разрешении этих проблем. Каким образом.

    7. Привычки.

    7.1. Употребляет ли клиент спиртные напитки. Если да, то какие и в каком количестве. Курит ли клиент.

    7.2. Куда он предпочитает ходить на обед.

    7.3. Любимые блюда.

    7.4. Возражает ли клиент против того, чтобы кто-нибудь платил за его обед.

    7.5. Какие у клиента увлечения и что он предпочитает делать в свободное время.

    7.6. Как и где клиент обычно проводит отпуск.

    7.7. О чем любит поговорить.

    Приложение 3. Методика проведения опроса клиентов

    1. Выбор ключевых клиентов. Вы выбираете клиентов среди постоянных и потенциальных (с высоким потенциалом) клиентов. Критерий отбора – перспектива хорошего бизнеса на будущее. Он может включать потенциальный объем средств, географическое распределение, позиции в отрасли, существующие взаимоотношения и т. д. Чтобы максимизировать последующие закупки, выбирайте узнаваемых клиентов, которые заинтересуют высшее руководство. Если выбирать с умом, то 3–6 клиентов будет достаточно для исследования.

    Важно поговорить с рядом людей, находящихся на разных уровнях и выполняющих разные функции в компании-клиенте. В зависимости от ситуации для беседы можно выбрать работников отделов закупок, качества, инженерии, информационных систем, разработки продуктов, менеджеров среднего звена, высшего руководства, людей, с которыми непосредственно работаете, которые с вами общаются. В среднем от 6 до 12 человек по одной компании клиенту будет достаточно.

    2. Опрос. Опрос начинается с обозначения цели интервью, описания дальнейшего использования информации и объяснения ценности опроса для интервьюируемого. Лучше делать аудиозапись, поскольку она зафиксирует именно те слова, которые сказал интервьюируемый, и позволит слушать и сосредоточиться на дискуссии. Большинство опрашиваемых не имеют ничего против того, чтобы их записывали, если была проведена необходимая предварительная подготовка.

    Далее вы выясняете: проблемы, ожидания, что нравится, что не нравится, информацию о конкурентах, работающих с ними. Опрашиваемых просят рассказывать истории, чтобы проиллюстрировать тот или иной пункт. Вопросы по определению проблем могут быть такими: «Каковы ваши три важнейшие проблемы? Почему они важны? Приведите пример. Что будет, если их не решить? Каков ваш план по их решению? В каких областях вам нужны заключения внешних специалистов? Чего вы ожидаете от внешнего эксперта? С кем вы работали раньше? Что вам понравилось в этом сотрудничестве? Что не понравилось?» Надо побуждать интервьюируемых давать обширные комментарии и приводить детали и примеры.

    Опрашиваемых просят пояснить роли и распределение ответственности, обозначить процесс принятия решения и дать рекомендации по улучшению работы поставщика. В зависимости от ситуации, опрашиваемых можно попросить взвесить ценность ключевых элементов вашего предложения, сравнить продавцов по возможностям и оценить отношение цены к качеству.

    Обычно опрос длится около 45 минут.

    К концу разговора опрашиваемым говорят о том, какими будут последующие действия. Поддерживать обратную связь очень важно. Опрашиваемые потратили свое ценное время, и они хотят знать, как будет использован их вклад. Обзор состояния отношений с клиентом – мощное средство.

    3. Запись. Аудиозаписи вы приносите к себе и тщательно стенографируете их слово в слово. Они, как правило, занимают от 5 до 15 страниц. Часто запись высылают опрашиваемому, чтобы убедиться, что информация воспроизведена верно, и чтобы иметь возможность получить на входе больше информации.

    4. Анализ. Когда опрос завершен, проводится тематический анализ записей. Фразы о ключевых понятиях и проблемах сортируются и классифицируются. Результаты исследования формулируются с использованием тех слов, которые были сказаны сотрудниками клиента. Аудиозаписи (если они были сделаны) редактируются для того, чтобы живо и эффективно продемонстрировать историю клиента.

    5. Результаты. Собранная информация может быть основой для изменений в компании. В то же время большая группа сотрудников будет ознакомлена с мнением клиента. Однако иногда невозможно ждать так долго. Обычно неожиданно открывается информация, требующая немедленных действий. К тому же клиенты ожидают скорого продолжения после того, как проведен опрос. Обработанное мнение клиентов представляется на совещании, в котором участвуют представители продаж, обслуживания, маркетинга и, возможно, других областей бизнеса. Вы пытаетесь решить проблемы, исследуете варианты, разрабатываете план действий и доводите информацию до клиента.

    Приложение 4. Письмо после сделки

    Рекомендуем обязать всех продавцов и оперативников сопровождать все первые сделки (с новым клиентом) таким письмом (по факсу, электронной почте).

    ИЗ ДОСЬЕ

    Уважаемый.…

    Хочу Вас поблагодарить за доверие, оказанное компании. Понимая, что мы работаем на рынке не одни и что Ваш выбор надо заслужить, мы и в будущем постараемся оправдать Ваше доверие.

    Трудно удовлетворить клиента, если не понимаешь его потребностей и ожиданий. Хочу Вас попросить ответить на пару вопросов и помочь мне понять, как работать в будущем, чтобы это приносило пользу и удовольствие и Вам, и нам.

    1. Как бы Вы по 10-балльной шкале оценили степень удовлетворенности от работы с компанией?

    2. Что не понравилось?

    3. Что понравилось?

    4. Как компания смотрится в сравнении с конкурентами, с которыми Вы раньше работали?

    5. Есть ли вещи, которые являются для Вас важными, по которым пока ни одна работающая с Вами компания (по нашему профилю) не предложила того, что нужно?

    6. Интересно ли Вам обсудить с нами свои планы на будущее? Это поможет достичь прозрачности, предсказуемости, сориентироваться по цене и времени, а в «сложные периоды» и зарезервировать ресурсы и товары.

    7. Есть ли что-то, что Вы как клиент хотели бы нам посоветовать в плане улучшения?

    Если Вам не хочется писать, позвоните мне, и я запишу Ваши ответы. А если на это нет времени – ждем Вас в следующий раз. Я не стараюсь Вам ничего «продавать», я хочу лучше понимать, что Вам нужно.

    С уважением, __________.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.