Онлайн библиотека PLAM.RU


  • 1. Понятие производительности труда и ее показатели
  • 2. Факторы роста производительности труда
  • 3. Резервы роста производительности труда
  • 4. Понятие продукции, ее виды и стадии готовности
  • 5. Учет продукции
  • 6. Показатели продукции, коэффициенты ее выпуска
  • 7. Товарная политика фирмы
  • 8. Качество работы и качество продукции, сертификация
  • 9. Показатели качества работы и качества продукции
  • 10. Качество как фактор повышения конкурентоспособности
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Производительность труда и выпуск продукции

    1. Понятие производительности труда и ее показатели

    Основной целью производственной деятельности является получение такого товара или услуги, который максимально бы соответствовал потребительскому спросу. Для организации, занимающейся таким родом деятельности, крайне важным является степень ее эффективности, которая показывает, насколько ее результаты соответствуют затраченным усилиям и факторам производства, главным из которых, безусловно, является труд рабочего. Производительность труда – это качественная характеристика затрат труда, показатель развитости системы трудовых отношений. При его положительной динамике на предприятии наблюдается реальный рост объемов производства как следствие увеличения трудовых усилий работника при одновременном снижении предельной единицы времени, которое затрачено на изготовление каждой дополнительной единицы продукции. Для характеристики уровня производительности труда используют, как правило, два показателя.

    Выработка – количество товаров и услуг, произведенных в одну единицу рабочего времени. На предприятии принято рассчитывать среднечасовую выработку, т. е. количество продукции, изготовленной одним работником за отработанный человеко-час. Средняя дневная выработка определяется как отношение всего объема продукции к отработанным человеко-дням. Соответственно, среднемесячная выработка равна разности среднесписочной численности работников предприятия и ВВ – валового продукта, т. е. весь объем товаров и услуг, произведенных на данном предприятии за определенный промежуток времени. Аналогично рассчитываются показатели средней квартальной и среднегодовой выработки. Любой показатель выработки может быть исчислен как в натуральных (только для однородных видов продукции), так и в стоимостных единицах. Выработка – прямой показатель, поэтому его рост вызывает пропорциональное увеличение производительности труда. Второй показатель, который рассчитывается для характеристики производительности труда, – трудоемкость, который определяется как отношение затрат трудового времени на изготовление единицы продукции.

    Трудоемкость = Т / Q,

    где Q – объем выпуска.


    Чем выше данный показатель, тем больше, соответственно, времени уходит на производство запланированного выпуска товаров и тем ниже производительность труда.

    Следовательно, производительность труда характеризует плодотворность труда, степень его эффективности. И все же данный показатель следует отличать от эффективности труда. Эффективность – это более широкое понятие, оно описывается не только экономическими характеристиками. Сюда включаются и влияние трудовой деятельности на организм работника, и его общее состояние, а также обеспечение его профессионального и карьерного роста. Иными словами, для работника на предприятии должны быть созданы такие условия, чтобы он мог выполнять свой объем работы с максимальной отдачей, реализовывая при этом свои профессиональные и творческие способности. Таким образом, эффективность труда включает и социальный, и психофизиологический аспекты трудовой деятельности.

    Эффективный труд не только тот, который характеризуется лишь высокими объемами выпуска, а тот, который осуществляется в благоприятных и безопасных условиях, он подразумевает всестороннее использование навыков и умений трудового персонала. Отсутствие вышеперечисленных характеристик трудового процесса может стать одной из главных причин снижения производительности труда. Таким образом, производительность труда находится в прямой зависимости от его эффективности. Это взаимосвязанные показатели, которые необходимо учитывать для создания системы организации и нормирования труда, а также при планировании производственной деятельности предприятия.

    2. Факторы роста производительности труда

    Производительность труда характеризуется высокой изменчивостью и динамичностью, что связано с влиянием на нее множества факторов, которые так или иначе могут либо увеличить ее, либо снизить.

    Помимо этого, следует отметить роль условий труда, в которых осуществляется трудовая деятельность. Это так называемый косвенный регулятор производительности, поскольку может либо усиливать, либо ослаблять влияние самих факторов.

    Факторы роста – это объективные причины, обусловливающие изменение уровня того или иного показателя. Производительность труда носит изменчивый, непостоянный характер и зависит от целого ряда факторов. Их действие взаимосвязано, но для исследования динамики производительности труда их следует рассматривать и изучать отдельно.

    1. Материально-технические факторы включают в себя все то, что позволяет повысить технический уровень производства. Прежде всего это автоматизация и механизация производственных процессов, используемое в производстве сырье, его качество, свойства. Очень важно контролировать удельный расход сырья и материалов: чем меньше эта величина, тем эффективнее считается производство. Кроме того, в настоящее время следует особое внимание уделять используемым технологиям: их необходимо регулярно совершенствовать. Только так фирма или предприятия смогут стать достаточно конкурентоспособными на рынке.

    2. Организационный фактор включает в себя совершенствование управления предприятием, производством и трудом (например, система менеджмента). Первоначально все предприятия управлялись единственным лицом-собственником. С развитием предпринимательства появились менеджеры – физические лица, выполняющие функцию управления от имени владельца организации. Кроме того, они ставят перед собой конкретные задачи, достижение которых очень важно для нормального функционирования и прогрессивного развития предприятия. Менеджер обязан планировать деятельность предприятия в соответствии с рыночной ситуацией и степенью риска. С окончательным оформлением менеджмента в самостоятельную форму труда механизм руководства стал значительно проще. Ведь менеджер не только контролирует процесс производства, но и следит за порядком и выполнением плана рабочими.

    3. Регионально-экономические факторы: природно-климатические условия, сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов, т. е. равенство спроса и предложения на рынке труда, а также освоенность новых районов месторождений.

    4. Социальные факторы подразумевают культурный уровень кадров, уровень квалификации, инициативности персонала, а также психологический климат в коллективе. Кроме того, крайне важной является проблема отношений работника и работодателей, которые должны быть построены на доверии и социальном партнерстве.

    5. Структурный фактор характеризует изменение объема и структуры производства, экономической специализации (изменение ассортимента товара, его качества и иных характеристик). Сюда включаются также и выпуск новой продукции, изменение ее доли в общем объеме произведенного данным предприятием продукта.

    Определение и анализ факторов роста производительности труда на предприятии являются его важнейшей стратегической задачей. Это позволяет определить потенциальные возможности предприятия, выделить основные направления, по которым оно должно развиваться в дальнейшем.

    3. Резервы роста производительности труда

    Резервы роста производительности труда – это потенциал, реальные возможности более полного использования трудовой силы и факторов производства посредством внедрения разработок науки, техники, технологии, систем организации и нормирования труда. Понятие резервов производительности тесно связано с факторами ее роста. Фактор роста производительности – реальная возможность, которая при подкреплении ее соответствующими резервами может быть претворена в действительность.

    Существует множество классификаций резервов производительности труда. В соответствии с этим резервы бывают следующих видов.

    Внутрипроизводственные резервы

    1. Реализация новых возможностей может быть произведена вследствие снижения показателя трудоемкости. Только реальное снижение затрат трудового времени на единицу продукции позволит создать «резерв времени». Это значит, что за прежний промежуток времени может быть произведен дополнительный объем товаров и услуг, зафиксированный сверх нормы, что дает толчок повышению производительности труда в целом.

    2. Улучшение использования рабочего времени и его продуктивности также активизирует производственные процессы, направляя трудовую деятельность на более совершенную стадию развития. Важными являются внедрение научной организации труда, укрепление дисциплины в рабочем коллективе, что, возможно, позволит снизить кадровую текучесть. Посредством использования накопленного трудового опыта необходимо улучшить систему охраны труда и производственной санитарии. Качественные изменения трудовых условий, безусловно, окажут самое непосредственное влияние на качество результата трудовых усилий. Такая политика поможет значительно сократить либо полностью ликвидировать производственный брак и снизить издержки производства.

    3. Резервы самой производственной структуры, которые могут быть направлены на ее улучшение. Здесь можно выделить и повышение компетенции персонала, и улучшение использования ресурса «рабочая сила» посредством механизации труда и использования труда вспомогательных работников. Кроме того, снижение административно-управленческого персонала позволит сократить общие издержки, а снижение производственного контроля повысит инициативность и новаторство среди рабочего персонала.

    По времени использования резервы подразделяют на следующие виды.

    1. Текущие, которые могут быть реализованы в текущем периоде и не требуют значительных первичных затрат. К данному типу резервов относят рациональность в использовании основных производственных фондов, применение рациональных и прогрессивных систем оплаты труда, включающих доплаты и премирование, улучшение организации труда. Кроме того, такой показатель, как брак в производстве, тоже может быть сокращен за небольшой промежуток времени путем осуществления вышеперечисленных задач.

    2. Перспективные резервы, т. е. те, которые по каким-либо причинам не могут быть использованы в настоящее время, но находятся как бы в запасе. К таковым относятся: перестройка всего производственного процесса, внедрение новейших технологий и оборудования. Все эти меры не могут быть осуществлены поспешно, а требуют времени и достаточного уровня инвестиций.

    По признакам использования возможностей существуют следующие виды резервов.

    1. Резервы запаса: неполное использование мощности оборудования.

    2. Резервы потерь: использование топлива или ресурсов сверх нормы, рост трудоемкости, брак продукции.

    Следовательно, изучение резервов, которыми располагают предприятие или организация на конкретный момент времени, позволяет планировать дальнейшее развитие производства и со временем устранять существующие проблемы.

    4. Понятие продукции, ее виды и стадии готовности

    Продукция, которая выпускается конкретной организацией, является ее прямым показателем. Валовый выпуск, во-первых, характеризует эффективность производства и производительность труда, а во-вторых, позволяет сделать выводы о работе оборудования и достаточности его мощности. Все это дает возможность определить комплекс проблем, с которыми сталкивается производство на всех его стадиях, и оценить реальные возможности и резервы.

    Таким образом, продукция представляет собой результат работы фирмы и может иметь две формы: т. е. выпускается в виде товаров или услуг. Ремонтные работы, связанные с восстановлением утраченной полезности товаров или с приданием им улучшенных свойств (окраска, полировка и пр.), называются услугами промышленного характера. Существуют следующие виды продукции:

    1) основная продукция – представляет собой тот или иной товар, на изготовление которого было настроено производство;

    2) побочная продукция (например, патока на сахарозаводе, жмых на маслозаводе и т. д.). В некоторых отраслях особенности технологии таковы, что наряду с основным получают и другой продукт, по ценности отличающийся от основного и учитывающийся, соответственно, отдельно;

    3) сопряженная продукция. Сегодня научные технологические разработки в области производства позволяют из одного и того же сырья одновременно получать несколько видов изделий. По способу создания это сопряженная продукция, а по виду она относится к стадии готовой продукции;

    4) производственные отходы, которые уже не обладают необходимыми для производства свойствами и не могут быть в дальнейшем использованы для изготовления продукции;

    5) брак, т. е. непригодные для производства и потребления детали и изделия. Уровень бракованности произведенной продукции показывает степень развитости производства и его эффективность. Чем ниже этот показатель, тем выше производительность труда и технологический уровень производства.

    По степени готовности продукция делится на:

    1) незавершенное производство, т. е. продукцию на ее начальной ступени готовности. Это значит, что все изделия находятся в обработке в рамках одного производственного подразделения и на данный момент времени имеют незаконченный товарный вид (сталь в процессе плавки на предприятии металлургии). Кроме того, к незавершенному производству относятся даже те товары, которые прошли полную обработку на всех стадиях производственного процесса, но пока не поступили на склад готовой продукции и не имеют накладной;

    2) полуфабрикаты – это детали и товары, прошедшие в процессе обработки в пределах одного цеха все необходимые операции, но подлежащие обработке в других производственных подразделениях. В конечном итоге полуфабрикат проверяется, признается годным и документально оформляется;

    3) готовые изделия – представляют собой те виды продукции, которые были полностью обработаны на данном предприятии. Иными словами, это годные товары, которые поступают на склад готовой продукции или на месте передаются заказчику или отгружаются. Готовые товары и услуги производятся в рамках основного производства. Но существуют изделия и подсобных цехов (например, тара для упаковки, погрузки и хранения готовых изделий).

    5. Учет продукции

    Для контроля процессов производства и сбыта готовой продукции разработаны системы учета, которые позволяют всесторонне изучить произведенный товар как в стоимостной оценке, так и в натурально-вещественной. Учет произведенной на предприятии продукции осуществляется посредством натуральных измерителей, которые представляют собой характеристики объемов производства в физических единицах (штуках, тоннах, килограммах, метрах и др.).

    Такой учет является основным и необходимым, он составляет основу для остальных видов учета. В организациях ведется учет номенклатуры товаров и услуг, т. е. сплошной учет выпускаемой продукции.

    Номенклатура – это совокупность продукции различного вида и разного назначения. Номенклатура определяет степень дифференцированности производства.

    Ассортимент представляет собой разновидности одного и того же типа готовой продукции, которые имеют одинаковое потребительское назначение. Например, номенклатура пищевой промышленности (кондитерские отделы) включает торты, пирожные, пряники и пр. А ассортиментом, например, тортов являются бисквит, «Наполеон», «Медовый» и др.

    При учете продукции в натуральном выражении необходимо придерживаться указанного в классификаторе Государственного комитета по статистике измерения для данного вида продукции. Так, длина ткани измеряется в погонных и квадратных метрах, бумага – в тоннах и квадратных метрах, электродвигатели – в штуках и кВт мощности. Таким образом, тот или иной измеритель применяется в зависимости от того, какой результат нужно получить и что измерить: длину, мощность или вес. Имеются некоторые разновидности продукции общим свойством. Для таких случаев применяются другие системы измерителей.

    Условно-натуральные, например, применяются тогда, когда одна из разновидностей товара принимается за единицу, а другие, соответственно, пересчитываются в коэффициентах, процентных долях. Для синтетических моющих средств: жирная кислота принимается за единицу, остальные элементы состава – в коэффициентах.

    Условные единицы измерения имеют следующее правило построения: выбирается признак, который не связан с потребительским свойством продукции (вес, затраты времени или сырья на единицу товара). Учет продукции в денежном выражении представляет собой универсальный метод всестороннего описания и измерения продукции. Он позволяет достичь единства в учете разнородных видов деятельности и разнообразной номенклатуры продукции. Естественно, основой стоимостного учета являются цены на товары или услуги.

    Они, как правило, устанавливаются в соответствии с общим уровнем рыночных цен и учитывают все издержки по производству и реализации. Данный метод достаточно прост в понимании потребителей, но он имеет один очень важный недостаток.

    Дело в том, что при регулярном и чрезмерном использовании стоимостных единиц измерения возникает «погоня» за количеством в ущерб качеству.

    Предприятия стремятся максимально расширить производство, нарастить объемы выпуска и продаж при минимальных издержках. В результате товар начинает терять ценные потребительские качества, его полезность снижается, а вместе с тем и конкурентоспособность самой фирмы.

    6. Показатели продукции, коэффициенты ее выпуска

    Для учета объемов производства применяется ряд взаимосвязанных показателей в денежном выражении. Валовой оборот – это стоимость всего объема произведенных товаров и услуг, которые за определенный промежуток времени прошли полную обработку во всех подразделениях предприятия. Таким образом, продукция на предприятии двигается линейно в зависимости от стадии ее готовности и функций бизнес-единиц. Значительную часть валового составляет внутрипроизводственный оборот как стоимость продукции, выработанная одними и потребляемая другими подразделениями организации в течение какого-либо промежутка времени. Таким образом, валовой продукт получается путем вычитания из валового оборота внутризаводского оборота: ВП = ВО – ВЗО. Однако валовой продукт включает все стадии готовности продукции, т. е. ВП = готовые изделия + полуфабрикаты + незавершенное производство + работы промышленного характера (разного рода услуги) или коммерческие заказы.

    Валовой продукт представляет все виды продукции в совокупности независимо от их предназначения. Для того чтобы определить удельный вес продукции, готовой к реализации, был введен термин «товарная продукция». Как правило, готовая продукция, предназначенная для сбыта, имеет завершенный вид, она приобретает полезные товарные свойства, которые так или иначе воздействуют на величину потребительского спроса. Товарная продукция – это весь объем товаров и услуг, произведенный в данном периоде и готовый к реализации. В отличие от валового продукта товарный не включает незавершенное производство, поскольку оно по определению не может быть отпущено с производства, пока не примет определенный товарный вид.

    Продукция, отгруженная со складов, поставленная одним предприятием другому или поступившая на рынок товаров и услуг, называется реализованной продукцией. Момент реализации определяется двумя способами: по времени непосредственной отгрузки продукции со склада или по мере поступления от заказчиков денежных средств за ее получение на расчетный счет предприятия-изготовителя. По структуре реализованная продукция включает те же элементы, что и товарная, т. е. представляется как совокупность готовых изделий, полуфабрикатов и коммерческих заказов. До 1991 г. в России существовал показатель «реализация с учетом обязательств по поставкам продукции». Он характеризовал полноту выполнения поставок. Иными словами, реализуемая продукция должна соответствовать заказу по номенклатуре и качеству. Кроме того, реализация должна быть произведена точно в сроки, указанные в договоре о продаже.

    Для оценки производственного процесса и объема выпуска на предприятиях применяются несколько показателей.

    1. Коэффициент соответствия валовой продукции валовому обороту, который показывает стоимость (в рублях) произведенной валовой продукции приходится на 1 рубль валового оборота:

    Кс = ВП / ВО.

    2. Коэффициент товарности (Кт) = ТП / ВП или Кт = (ГП + ПФ + КЗ) / ВП, где ГП – готовая продукция, ПФ – полуфабрикаты, КЗ – коммерческие заказы. Данный коэффициент показывает стоимость продукции, готовой к реализации, приходящейся на 1 рубль общего объема выпуска вместе с незавершенным производством.

    3. Для анализа отгруженных товаров и услуг и определения их доли в общем объеме продукции, предназначенной для реализации, используется коэффициент отгрузки:

    Ко = (ОП) / ТП,

    где ОП – отпущенная продукция.

    4. Сам процесс реализации может быть рассчитан посредством следующих формул: Кр = РП / ОП или Кр = РП / ТП. Один из данных способов расчета реализованной продукции используется в том случае, когда продукция только планируется к сбыту или уже отгружена.

    7. Товарная политика фирмы

    Любая организация, занимающаяся производством товаров и услуг и реализацией их на потребительском рынке, должна осуществлять свою товарную политику. Благодаря ей фирма планирует развитие процесс производства, сбыта, изучая потребительский спрос, осваивает все новые и новые рынки, расширяет долю своего влияния.

    Товарная политика – это совокупность мер организации, связанных непосредственно с производством товара и его совершенствованием, реализацией или снятием с производства, а также сервисным и предпродажным обслуживанием. Кроме того, сюда входит и разработка рекламных компаний как основного двигателя продаж. Главная цель маркетинга гласит: «Если у производителя нет хорошего и качественного товара, у него нет ничего!» Ведь, если товар не удовлетворяет потребительский спрос, фирма теряет конкурентоспособность.

    Цели товарной политики.

    1. Обеспечение правильности принимаемых решений, касающихся выбора ассортимента продукции. Ассортимент – разновидности товаров, имеющих одинаковое назначение. При этом они могут отличаться формой и даже ценой. Чем шире предлагаемый покупателю ассортимент продукции, тем больше его выбор и вероятность того, что покупка будет совершена.

    2. Поддержание конкурентоспособности товаров посредством их качества, ценовой политики и активной рекламной кампании.

    3. Максимальное соответствие выпуска потребительскому спросу и желаниям покупателей. Это позволит поддержать макроэкономическое равновесие спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

    4. Расширение доли рынка, нахождение для произведенных товаров перспективных сегментов и секторов и рынка.

    5. Разработка товарных знаков, упаковки, системы сервиса и осуществление стратегического планирования.

    Для того чтобы товарная политика имела успех, она должна соответствовать определенным условиям.

    1. Организация должна четко представлять себе дальнейшее развитие производства и сбыта, каковы должны быть стратегические цели и какова миссия.

    2. Для выживания в долгосрочной перспективе фирма должна иметь корпоративную стратегию действий.

    3. Для эффективности развития и успешного продвижения товара на рынке фирма должна быть хорошо ознакомлена с тем сегментом рынка, на котором работает, с его требованиями и перспективами.

    4. Осуществляя какую-либо деятельность, организация должна иметь четкое представление о своих возможностях, ресурсах, имеющихся в ее распоряжении. Таким образом, необходим стратегический подход к решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне. Это значит, что все решения должны приниматься не только с учетом текущих краткосрочных интересов, но и с точки зрения их эффективности при достижении конечных целей.

    Важной частью товарной политики является определение товарной стратегии. Товарная стратегия представляет собой направление товарной политики, выбранное на долгосрочную перспективу и включающее решение ее основных задач. Стратегия устанавливается на 5 – 7 лет и имеет, как правило, несколько вариантов: недифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг (конкретная специализация, концентрирование на решении наиболее важной задачи) и дифференциация товара (разнообразие видов продукции).

    Итак, товарная политика прежде всего предусматривает решение следующих задач:

    1) определение оптимального удельного веса новой продукции в общей структуре производства;

    2) планирование развития доли рынка, выход на него с новыми товарами;

    3) создание программы по изъятию из производства устаревших видов товаров и установление темпов обновления продукции, ее номенклатуры и ассортимента.

    Как показывает практика, практически все организации имеют развитые системы маркетинга. Это позволяет им выбирать оптимальные типы и цели товарной политики, достигать высоких темпов роста и увеличивать конкурентоспособность.

    8. Качество работы и качество продукции, сертификация

    Деятельность предприятия должна быть направлена на выпуск запланированного объема товаров и услуг, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешних рынках. Конкурентность товара, его преимущество определяются не ценой, а качеством как важнейшей характеристикой потребительского спроса. Качество продукции – это совокупность полезных свойств, которые делают ее пригодной к потреблению в соответствии с назначением. Степень качества продукции (т. е. ее соответствие стандартам и нормам) зависит от целого ряда причин. Во-первых, основой производства является сырье, т. е. исходный элемент для изготовления товаров. Качество сырья, способность к переработке и сохранению в результате ее прежних свойств непосредственно определяют качество производимой из него продукции.

    Не стоит забывать, какова роль самих работников в производственном процессе. Именно квалификация, образованность и трудовые способности персонала организации определяют конечный результат хозяйственной деятельности. Поэтому его качество напрямую зависит от степени производственного контроля, а также уровня и эффективности затраченных усилий. В соответствии с этим немаловажную роль играют и трудовая и производственная дисциплина, системы организации и нормирования труда.

    В отличие от качества продукции качество работы более широкое понятие и есть не что иное, как соответствие основных признаков производственного процесса общепринятым требованиям и поставленным задачам. Таким образом, качество работы зависит от качества трудовой деятельности и ее результатов.

    Можно выделить следующие способы определения качества продукции.

    1. Покупка готовых товаров и услуг должна осуществляться с условиями осмотра на наличие признаков, не соответствующих общепринятым нормам.

    2. Любая покупка должна быть предварительно подкреплена соответствующими отзывами о данном товаре посредством осуществления пробы по аналогичному образцу.

    3. Покупка на базе определенного качества. При такой покупке возможно установление различий между качеством товара по договоренности и поставленного. Такие различия могут быть компенсированы соответствующей скидкой.

    4. Покупка по описанию выглядит следующим образом: в договоре о продаже дается подробное описание всех свойств товара, а также его формы, функций и назначения.

    5. Покупка оптом осуществляется без определения качества продукции, следовательно, продавец не несет никаких гарантий по поводу бракованной продукции.

    6. Сделка с последующим уточнением характеристик и свойств товара – так называемый типовой контракт, который описывает базовые цены и количество заказанной продукции.

    Понятие «качество продукции» связано с понятиями сертификации и стандартизации.

    Стандартизация – деятельность, связанная с упорядочиванием по какому-либо признаку с помощью создания государственного стандарта. Стандарты содержат весь комплекс требований к изготавливаемым товарам и услугам, исходному сырью, полуфабрикатам и ходу производственного процесса. В России существуют: ГОСТ (самый жесткий из всех стандартов), ОСТ (отраслевой), ТУ (технические условия), а также стандарты и нормативы самих предприятий и организаций.

    Сертификация – система, описывающая правила управления проведением соответствий продукции требованиям и нормам. Сертификация имеет следующие задачи:

    1) создание условий для совместной деятельности предприятий, реализовывающих свою продукцию на одном рынке, а также для ведения международной торговли;

    2) поддержка потребительского выбора при покупке тех или иных товаров и услуг и, как следствие, защита их от недобросовестных изготовителей и бракованной продукции;

    3) осуществление контроля над производством товаров, их безопасностью для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

    Таким образом, по сути, процесс стандартизации предшествует последующей сертификации, т. е. изначально устанавливаются стандарты и нормы качества, к которым должны стремиться производители товаров и услуг, а затем выполнение этих норм проверяется путем всестороннего описания свойств продукции.

    9. Показатели качества работы и качества продукции

    Изучение качества работы на предприятии необходимо в целях полного оперативного управления. Это крайне необходимо для текущего анализа качества работы. Наиболее полно об этом показателе и его динамике можно судить по общему объему выпуска продукции, величине прибыли, производительности труда и его эффективности.

    Кроме того, для любой организации важно достичь минимального уровня себестоимости товаров и услуг и снижения доли расхода сырья и материалов на единицу готовой продукции. Немаловажным для производства является и состояние техники и оборудования, их мощность, что определяет перспективность производства. По характеру свойств произведенной продукции показатели ее качества делятся на несколько групп.

    1. Показатели назначения, которые характеризуют функциональные свойства продукции и определяют условия ее рационального применения (например, посредством изучения производительности, мощности и прочности оборудования).

    2. Показатели надежности включают такие характеристики продукции, как долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Это главным образом характерно для товаров отрасли приборостроения и бытовой техники.

    3. Эргонометрические показатели. Все произведенные товары и услуги должны соответствовать условиям жизнедеятельности и работоспособности потребителя, т. е. иметь определенные гигиенические, физиологические и психофизические характеристики. Например, продукты питания должны по возможности включать основные элементы и витамины, необходимые для развития и поддержания человеческого организма.

    4. Эстетические показатели качества продукции включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции. Это значит, что товар должен соответствовать моде, колориту, быть оригинальным и уникальным.

    5. Технологичность продукции представляет собой обобщенную характеристику рациональности применяемых при производстве конструктивных решений.

    6. Показатель унификации произведенных товаров показывает степень насыщенности их стандартными деталями.

    7. Экологический показатель описывает полезность продукции, т. е. ее безопасность для окружающей среды и потребителя. Это значит, что качественный товар не должен быть источником вредного излучения, радиоактивности (речь идет о различных приборах) и содержать чрезмерное количество пищевых красителей и консервантов (для продукции пищевой промышленности).

    8. Патентные показатели характеризуют товар с точки зрения наличия авторских свидетельств и патентов.

    9. Посредством экономических показателей можно судить о производстве в целом, эффективности и степени трудовых усилий, состоянии оборудования (это себестоимость, цена и издержки единицы продукции, срок эксплуатации и пр.).

    Количественное значение показателей качества продукции определяется посредством разработки методов их изучения. Самым главным из них, безусловно, является экспериментальный метод, который основан на применении технических средств. Он позволяет объективно и всесторонне изучить и оценить качество выпускаемой продукции. Существует также органолептический метод, который характеризует качество посредством органов чувств и оценивает данный показатель по балльной системе. Но наиболее наглядным и простым, несомненно, является графический метод сбора и систематизации данных о свойствах товаров и услуг. Посредством построения гистограмм, диаграмм и разного рода графиков эксперты могут сделать выводы не только о качестве товаров, но и об условиях, в которых осуществлялось их производство.

    10. Качество как фактор повышения конкурентоспособности

    Жесткая конкуренция в рыночной экономике заставляет производителей уделять большое внимание качеству производимого товара. Это его свойство, как правило, самое основное, на что прежде всего обращает внимание потребитель, осуществляя свой выбор. Сегодня наибольшим спросом пользуется уникальный товар с особенными свойствами, определенного качества и даже определенной торговой марки. Такие неценовые факторы, как мода, потребительские предпочтения, определяющие функцию спроса, активизируют фирмы-производители на разработку новых производственных методов и повышение конкурентоспособности.

    Именно популярность той или иной организации и ее товара является привлекательной для покупателя.

    Ряд преимуществ организации дает наличие сертифицированной системы качества. Во-первых, организация приобретает репутацию высоконадежной и стабильной фирмы. Это позволяет ей расширить долю влияния на рынке, систему сбыта и стать еще более конкурентоспособной, что в конечном итоге приносит ей общемировое признание. Кроме того, подтверждение соответствия продукции стандартам качества вызывает значительный рост производительности труда и, как следствие, снижение затрат на единицу продукции, а также повышение финансовой и производственной дисциплины. Непосредственной целью организации, которая разрабатывает систему качества, является создание условий, которые бы гарантировали стабильность качества изготавливаемой ею продукции.

    Система качества – основа производственной деятельности фирмы и ее финансовой стабильности, она способствует осуществлению строгого контроля технических и коммерческих видов деятельности. Политика в области качества необходима для успешного развития фирмы, поскольку она ведет к достижению поставленных ею целей, решению основных задач. При этом учитываются интересы четырех групп партнеров.

    1. Фирма обеспечивает потребительский спрос посредством создания высококачественной продукции, в результате чего покупатель полностью удовлетворяет свои потребности.

    2. Рабочий персонал предприятия в данном случае имеет систему требований к изготавливаемому товару, занимаясь его производством, он удовлетворяет свою потребность в самореализации.

    3. Поставщики ресурсов стабильно получают заказы от фирмы-производителя, поскольку при росте качества наблюдается рост величины спроса, что побуждает производителя расширять производство.

    4. Удовлетворение интересов всего общества заключается в обеспечении его продукцией надежного качества. Организациями ведутся разработки экологически безопасного производства для обеспечения охраны окружающей среды и этичности.

    Политика по изменению качества продукции осуществляется руководством на всех уровнях производственной деятельности с выполнением соответствующих требований законодательства. Сама система качества может быть подтверждена стандартами предприятия по подготовке производства и изготовлению товара, а также технологической документацией.

    Следует заметить, что существование системы качества на производстве оказывает положительное влияние не только на производительность труда, но и на трудовую дисциплину, на систему подготовки квалифицированных кадров. С экономической точки зрения получение сертификата качества (например, серии ИСО-9000) значительно сокращает расходы организации. Тем самым посредством внедрения на производство новейшей техники и использования высоких технологий объем продукции, несоответствующей стандартам качества и потребительским ожиданиям, значительно снижается.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.