Онлайн библиотека PLAM.RU


  • Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло?
  • Рассеянный ребенок: понять и помочь?
  • Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание?
  • Одаренный ребенок: осторожность и свобода?
  • Ребенок с повышенным чувством ответственности: думать и о себе самом?
  • Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?
  • Маленькая «коробочка»: выход во вне?
  • 5. РАЗНЫЕ ДЕТИ, РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ

    Активный ребенок: направьте энергию в нужное русло?

    Активность частенько раздражает взрослых, которым хочется, чтобы все вокруг было «чинным и благонравным». В то же время для ребенка движение – это и признак, и средство развития и роста, то есть естественная потребность.

    В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему это можно сделать, только поняв, действительно ли это проблема, а не естественная потребность ребенка в движении, а также выяснив ее причины.

    Как предотвратить проблему

    • Важно помочь перевозбужденным детям почувствовать себя уверенно, научить самоконтролю и самоуважению.

    • Информируйте детей заранее о предстоящих делах: «Сейчас мы оденемся и пойдем гулять. Примерно через час вернемся и будем обедать. Надевай сапожки, куртку, и пойдем».

    • По возможности придерживайтесь режима дня – сон, еда, прогулка в одно и то же время.

    • Научитесь видеть положительные стороны в активности ребенка: он быстро включается в действие, быстро выполняет работу…

    • Не предлагайте ребенку занятий, требующих слишком долгого сидения на одном месте.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Слишком энергичному ребенку нужно давать время и возможность выплеснуть свою энергию так, чтобы это не принесло вреда ни ему, ни окружающим: кувыркаться на матраце, пролезать под стульями, сжимать в руке мячик или силомер.

    Чтобы помочь активному ребенку сосредоточиться, возьмите его на колени или придерживайте его рукой за плечи, двумя руками за предплечья.

    Как можно чаще, когда ребенок спокоен, давайте ему знать, что его сверхактивное поведение улучшается: «Видишь, ты уже смог надолго сосредоточиться. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

    Поручайте ему дела, в которых нужно проявление его активности, – собрать всех к столу, принести необходимый предмет.

    Рассеянный ребенок: понять и помочь?

    В большинстве своем дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив ее причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чем вы спрашиваете. В конце концов ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.

    Как предотвратить проблему

    • Проверьте у врача-специалиста слух, зрение ребенка.

    • Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чем он так долго раздумывал (возможно, у него огромный внутренний мир, и это совершенно другая сторона дела).

    • Постарайтесь, чтобы в детской комнате было минимум вещей, чтобы ребенок не имел возможности лишний раз на них отвлечься.

    • Терпеливо повторяйте задание несколько раз, постепенно увеличивая объем информации, который вы даете. Например, сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди ее и принеси мне черные нитки».

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Чаще занимайтесь с ребенком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.

    • Для того чтобы ребенка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.

    • Давайте ребенку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так надолго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

    • Не перегружайте ребенка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта – сопротивления, скуки, отторжения.

    • Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребенок заинтересован. Например, когда ребенок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. п.

    Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание?

    Эта черта характера может сохраняться у человека всю его жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

    Чем раньше родители и воспитатели обратят на это внимание, чем раньше они будут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет в уверенного в себе взрослого.

    Как предотвратить проблему

    • Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.

    • Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.

    • Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем чтобы у него все же формировался положительный образ себя.

    • Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

    • Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

    • Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.

    • Обязательно научите ребенка нужным словам – как предложить другому ребенку играть вместе.

    • Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

    • Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

    • Не ждите скорых перемен.

    Одаренный ребенок: осторожность и свобода?

    Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одаренными или талантливыми.

    Одаренный ребенок обладает одним или несколькими из нижеперечисленных качеств:

    • обладает хорошей памятью, особенно долговременной;

    • владеет хорошим словарным запасом;

    • может сосредоточиться на долгое время;

    • легко усваивает информацию;

    • очень наблюдателен и любознателен;

    • устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;

    • рано проявляет способность сопереживать другим;

    • любит книги;

    • проявляет большую энергичность;

    • часто стремится в своих делах достичь совершенства;

    • предпочитает играть с детьми более старшего возраста;

    • настойчив;

    • обладает развитым чувством юмора;

    • использует привычные предметы нетрадиционным способом;

    • проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

    Как удовлетворить потребности одаренного ребенка

    • Предоставляйте ребенку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.

    • В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.

    • Если, руководствуясь своим интересом, ребенок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.

    • Предлагайте ему новые материалы, книги.

    • Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребенок пришел к такому выводу, решению.

    Если ребенок начинает плохо себя вести

    • Скучно, он дурачится – предложите ему более сложные задания.

    • Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым, – дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.

    • Злится, если его прерывают, – выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.

    • Ненавидит получать указания – дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

    Ребенок с повышенным чувством ответственности: думать и о себе самом?

    Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких-либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело для и часто за другого ребенка или взрослого. На первый взгляд такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал, и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах и у него не возникают серьезные проблемы.

    Как предотвратить проблему

    • Помочь ответственному ребенку получить позитивную самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из сделанного за сегодня заставляет тебя гордиться собой?»

    • Следить, чтобы дети менялись ролями в играх, – ты уже была мамой, теперь мамой будет Ира.

    • Объяснить детям, как они могут помочь другим, ничего не делая за них, – «помоги найти ботинок, но не надевай ему на ногу»; «положи одну часть головоломки, но не составляй ее всю».

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но что сейчас ему надо заниматься своими делами.

    Скажите ребенку, что вам нравятся его рисунки и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку).

    Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам», «Давай мы обе будем мамами (врачами), а куклы будут нашими дочками (пациентами)».

    Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его любите, цените. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).

    Ребенок с преждевременным сексуальным развитием: будьте бдительны!?

    Если ребенку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается вовлечь других детей в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребенка, то считается, что это ребенок с преждевременным сексуальным развитием.

    Причинами этого явления может быть то, что:

    • ребенок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей;

    • ребенок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены фильмов;

    • у ребенка низкий уровень самооценки, и такое поведение – способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание;

    • ребенок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.

    Как предотвратить проблему

    • Дети испытывают совершенно естественный интерес к тому, как устроено их тело, поэтому надо без ажиотажа удовлетворить их любопытство: спокойно рассмотреть друг друга в бане, рассмотреть иллюстрации в книге.

    • Так как на детей льется поток откровенной сексуальности через рекламу, скажите детям, что такое поведение нормально для взрослых, но НЕ нормально для детей.

    • Проявляйте побольше интереса к ребенку, с тем чтобы повысить его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей достаточно внимания, дети начинают искать разными средствами внимания родителей, других детей, людей и могут стать причиной недовольства или объектом насилия.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    • Если вы заметите, что дети увлеченно рассматривают гениталии друг друга, но при этом никаких действий не наблюдается, спокойно скажите им: «Нельзя трогать руками половые органы. Этого делать нельзя, потому что они очень нежные и их можно нечаянно поранить или запачкать, тогда они воспалятся».

    • Если вам доведется увидеть ситуацию, когда один ребенок заставляет делать других то, что ему хочется, то непременно спокойно вмешайтесь. Помогите ребенку, которым начал манипулировать ребенок с преждевременным сексуальным развитием постоять за себя: «Я не хочу, чтобы ты это делал со мной». Скажите ребенку, который совершает подобные действия, что вы не потерпите этого.

    • Чаще хвалите ребенка с преждевременным сексуальным развитием, когда он проявляет свои нормальные детские навыки.

    Маленькая «коробочка»: выход во вне?

    Многие взрослые считают склонность ребенка к накопительству вполне достойной чертой – рачительностью, аккуратностью. Наверное, эти черты имеют право на существование и не должны сами по себе вызывать тревоги, если только собирание и сохранение предметов не мешает ребенку играть, заводить друзей, не принимает болезненного характера.

    Иногда, как правило, это бывает в возрасте 4–5 лет, дети начинают собирать «коллекции». Это могут быть камешки или винтики, наклейки или машинки. Смысл коллекций не в ценности собираемых предметов, а в том, что они объединены некой общей чертой. Это первая самостоятельно приобретенная собственность ребенка.

    Как предотвратить проблему

    • Если вы заметили признаки накопительства, обратите внимание, что именно начинает собирать ребенок. Поговорите с ним о том, что он думает об этих предметах, чем они ему нравятся. Помогите рассортировать, подобрать место для хранения. Предлагайте время от времени разобрать, убрать лишние. Не выбросить, а, возможно, отделить.

    • Собственность требует уважения, признания прав собственника.

    • Какой бы ценной ни была коллекция (модели машинок, например), не отбирайте у ребенка права управлять собственностью. Не удивляйтесь исчезновению отдельных экземпляров, – дети часто используют эти предметы для приобретения друзей.

    • Если у ребенка возникает желание подарить, поменяться – не препятствуйте.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть

    Не сердитесь на заполненные «закрома», не говорите ребенку, что это мусор, что все следует выбросить. Не оскорбляйте его чувств грубыми словами.

    Покажите, что у вас тоже есть «маленькие накопления» – разные мелочи, которые вы с удовольствием дарите друзьям, используете для творчества.

    Предложите ребенку поменяться с вами какими-либо предметами, возможно, на некоторое время, так, чтобы исчезло чувство особой привязанности, зависимости от предметов.









    Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

    Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.