Онлайн библиотека PLAM.RU  




Что такое психологические способы борьбы с ленью?

Психология — наука, изучающая человека, его мышление и привычки.

…Психологические методы борьбы с ленью означают, что мы используем методы, приемы и психологические техники для того, чтобы вернуть человеку вкус к жизни, отвлечь его от грустных мыслей о собственной лени и беспомощности, вселить в него веру и надежду на то, что у него все получится.

Задумайтесь о том, что такое для вас успех? Как вы себе его представляете? Что вы услышите, увидите, почувствуете в момент, когда он придет? Чем конкретнее вы его себе представите, тем больше шансов на реализацию события на практике. Мы воспринимаем окружающий мир с помощью своих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и восприятия на вкус.

Попробуйте подумать с этой точки зрения о том, что вам делать лень? Как оно выглядит? Как расплывчатое пятно? Хорошо. Какого цвета? Ах серого… Добавьте детали, чтобы описать восприятие в каждой системе, т. е. что вы себе говорите, когда нужно сделать дело, возможно, какие ощущения в теле у вас при этом возникают. Обратите внимание, где именно возникают эти ощущения, и дайте им название, например: холодный комок в желудке и говорю себе: «Ну вот, опять эти грязные тарелки».

Теперь подумайте о том деле, которое вы делаете с радостью. Повторите ту же самую процедуру — ощутите, нарисуйте мысленную картинку, услышьте собственные слова. Лучше все это записать на листе бумаги, чтобы не перепутать. Например, поездка в гости к друзьям. Большая яркая картинка цветных воздушных шаров, звук пробки, вылетающей из бутылки шампанского, слова подруги (друга): «Как здорово, что ты пришла!», ощущение легкости в теле.

А теперь заключительный этап фокуса: поменяйте местами описание ощущений и картинок этих двух ситуаций. Представьте себе, например, то, что было делать лень, в виде большой яркой картинки, лень приняла форму разноцветных шариков, вы слышите звук пробки, вылетающей из бутылки шампанского, и голос подруги: «Как здорово ты моешь посуду!» Применив эту технику всего один или несколько раз, очень скоро вы почувствуете, что вам почему-то стало приятно мыть посуду. Если с посудой и так все нормально, попробуйте «поиграть» подобным образом с чем-нибудь еще, что обычно делать лень.

Есть еще один замечательный психологический прием быстрого реагирования. Называется он «Рефрейминг», что в переводе с английского означает «смена рамки». Психологи проводили такой эксперимент: группе людей показывали фотографию человека, предупредив, что он — особо опасный преступник и находится в розыске. Затем этих людей просили описать этого человека. Люди делали выводы относительно того, что они видели на фотографии, например, такие: «У него череп такой формы, что наводит на мысли о его преступных склонностях». Затем другой группе людей показывали тот же самый портрет, говорили, что это — великий ученый, и просили описать его. В результате получалось следующее: «Его высокий лоб говорит о большом уме».

В этом случае в качестве рамки выступали слова экспериментаторов о том, кто этот человек. Подумайте о тех рамках, которые продаются в магазинах фототоваров. Если сделать вашу фотографию и помещать ее по очереди в разные рамки, например в простую деревянную, в стеклянную, в позолоченную с красивым резным орнаментом, что меняется? Можете не полениться, встать со стула и проделать этот маленький опыт, если у вас есть под рукой разные рамки. Как влияет на восприятие цвет рамки? Размер? Форма? Резьба? Что если сделать рамку мигающей с помощью разноцветных лампочек?

Теперь представьте со стороны, как будто кто-то сделал вашу фотографию, когда вам лень. И мысленно поиграйте с разными рамками, замечая, что при этом меняется. А что если сделать ваш портрет гигантским и повесить на Красной площади на стене Исторического музея? Что вы чувствуете в этом случае? Захотелось ли перестать лениться?

И представьте себе другую фотографию. Вспомните момент, когда вы с увлечением делали что-то, что вам действительно нравилось. Представьте себе тот момент, когда вы были полностью увлечены этим занятием. Вот тут-то подкрался всемирно известный фотограф и запечатлел это прекрасное мгновение. В результате получилась не фотография, а шедевр. Такой, что можно по-настоящему им гордиться.

Посмотрите внимательно на эту воображаемую фотографию. Нравится? Попробуйте мысленно поменять ей рамки, подбирая достойную. Какую из двух фотографий вы выбираете? Если вам понравилась эта идея, можете реализовать ее. Просто попросите кого-нибудь, чтобы сделал для вас такой снимок, купите ему подобающую рамку и повесьте на видном месте. Не зря же почти в любом американском фильме вы увидите на столе у героев фотографии в рамочке. Теперь вы знаете, зачем еще это нужно.

Возвращаясь к лени: изменение рамки можно использовать и другим образом. Допустим, вы считаете, что вы ленивы. Давайте немного поиграем в интересную игру «Зато», т. е. найдем для слова «лень» несколько положительных моментов. Для каждого слова в языке есть ряд синонимов и просто слов, более или менее близких по смыслу. Допустим, можно сказать: «Я не ленивый, просто я тщательно обдумываю свои действия». Это значит не согласиться с собеседником, показать, что его слова неправильные. Либо «Да, я ленивый, зато я не делаю напрасных движений». В этом случае мы признаем наличие того, в чем нас кто-то упрекает, но придаем этому новый смысл, помещаем в «новую рамку».

Подумайте, есть ли случаи, когда лень бывает вам действительно полезна. Какие выгоды вы получаете от вашей лени? Чем их можно заменить, если попытаться от нее избавиться? Лень как бумеранг — чем больше ее выкидываешь, тем больше она возвращается. Для того чтобы поставить ее под контроль, нужно не бороться с ней, а принять ее, разрешить ей быть. И тогда она перейдет в другое качество. Так бумеранг может стать украшением дома. Но для этого нужно прекратить его выбрасывать.

Есть еще один нехитрый прием. Урсула ле Гуин в фантастической сказке «Волшебник Земноморья» говорит: «Вся магия и состоит в том, чтобы назвать каждое место, вещь или существо их Настоящими Именами».[15] Давайте и мы вместе попрактикуемся в использовании этого приема в своих целях. Попробуем назвать себя «Истинным именем», т. е. вместо «лентяй» сказать: «Я — мыслитель и философ». «Я — человек творческий». «Я — человек, доводящий дело до конца, медленно, но верно». Подберите для себя такое имя, которое дает лени совсем другое значение, придаст сил, и начните им пользоваться.

Можно даже пойти чуть дальше в этом эксперименте. И создать несколько разных «образов» себя или ролей. Например, в моменты аврала я — командир корабля, спасающий ситуацию легко и непринужденно. Дома я — создатель тепла и уюта. На отдыхе я — душа компании и т. д. Попробуйте не просто дать имена этим ролям, а вжиться в них, представить их себе в красках и в лицах, подумать, какой у них характер, какими положительными качествами они обладают, какие характерные жесты делают, какой у них голос — чем они отличаются от вас. Это будет ваш личный театр марионеток, когда вы можете сами снять с полки нужную и запустить ее в игру.

Скажите, только честно, хотя бы сами себе: а что все-таки происходит, когда вы остаетесь один на один с ленью? Что вы делаете, когда она получает на некоторое время полную власть над вами? Когда вообще это происходит? Разрешите этому происходить. Т. е. чтобы это происходило не вопреки вашей воле, а по вашему велению, по вашему хотению. Так и скажите (можно вслух или про себя: «Я, великий укротитель дивана, желаю провести полчаса, осваивая искусство элегантного возлежания перед экраном телевизора». Что меняется в этом случае? Запретный плод, как известно, сладок. А вот разрешенный плод теряет свою прелесть, налет «нарушения правил и запретов». Попробуйте официально разрешить себе некоторое количество лени, возвести ее в культ, окультурить и приручить, можете вспомнить о древнем мудреце Эпикуре и причислить себя ненадолго к его последователям.

Подумайте, в чем разница между дикими животными и домашними? Дикие животные норовят убежать в лес. «Как волка ни корми, все равно в лес смотрит». А домашних в большинстве случаев не надо лишать свободы и прилагать какие-либо усилия, чтобы они никуда не делись, они по собственной воле живут рядом с человеком. Приручите свою лень, сделайте ее «домашней».

Зачастую люди думают, что, чем быстрее они что-то делают, тем лучше. Это, увы, не так. Делать надо не быстрее, а умнее. Спешка, как правило, приводит к браку в работе и к необходимости доделывать или даже переделывать заново. Замедлившись до удобного темпа жизни, можно не только начать получать от нее больше удовольствия, но и создавать больше, чем раньше. Просто нужно найти для себя ту область, в которой это случится само собой. Так, используя рычаг, мы применяем законы механики: проигрываем в расстоянии, зато выигрываем в силе. Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну землю». Что является точкой опоры для вас? Каковы сильные стороны вашего характера, вашей личности?

Иногда бывает так: вроде задумано все хорошо, но заняться тем, чем нужно, почему-то все равно не получается. Знакомая картина? Давайте разберемся, что делать, на примере Игоря, собирающегося поступить в институт. Он попросил помочь ему в том, чтобы заставить себя заниматься дома, готовиться к поступлению.

Игорь ходит к репетитору, на занятиях все вроде получается, а сил взять дома книгу в руки почему-то нет. Вместо этого он садится за компьютер и уже не может от него оторваться. Он самостоятельно разобрался во многих сложных вопросах, связанных с компьютером, и хочет связать с ним дальнейшую жизнь и работу, одна беда: надо готовиться к поступлению, а лень не дает.

Первое, что я ему предложила обдумать, — это как выйти из замкнутого круга. Усталость в школе и на занятиях с репетитором вызывает желание отдохнуть, вот он и идет к компьютеру. И отдыхать не отдыхает, и оторваться потом не может. Поэтому я предложила начать регулярно гулять на улице. Безо всякой цели, просто чтобы освежиться.

Затем я предложила ему сравнивать свои успехи со своими же, но вчерашними. И с требованиями на вступительных экзаменах. А не с успехами других людей. Одна из распространенных ошибок — думать, что другие — умнее вас. Один раз жизнь преподала мне полезный урок. Я пошла на олимпиаду по математике и увидела, что парень сзади меня исписал уже пол-листа какими-то аккуратными и красивыми записями. Первая мысль была: «Он, наверно, умнее меня!!!» Потом я пригляделась и поняла, что он не знает одну из элементарных математических формул: (а — в)(а+в). Так что не завидуйте так уж сразу другим!

Советы помогли Игорю. Они могут помочь и вам, уважаемые читатели! Поставьте себе четкую цель. Проясните конкретные требования. Главное правило победы: «Сконцентрируйтесь на цели». Первый шаг — поставить правильную цель, второй — все время о ней помнить. Голодный человек, идущий по улице, везде видит места, где можно перекусить. Развивайте в себе такую же целеустремленность.

Перенос желания работать с одного дела на другое. Подумайте о том, как вы начинаете делать что-то, что вам нравится, например работать на компьютере. Прямо по шагам разберите и запишите все мысли, которые приходят в голову, все картинки, которые возникают. Вы приходите домой или на работу, снимаете верхнюю одежду — и что вы себе говорите? Запишите всю последовательность того, что вы видите, слышите и чувствуете, и попробуйте проделать то же самое относительно того, что вам не хочется делать.

Например, вы мысленно можете говорить себе что-то вроде: «А здорово было бы узнать, что мне пишут…» или «А надо бы продолжить играть в…» Тогда вы переделываете эту фразу так: «А здорово было бы сейчас пойти и убраться в комнате…» (или другую фразу, смотря что вы хотите сделать в данный момент). Старайтесь мысленно произносить ее тем же голосом, с той же скоростью и интонацией. Представьте себе, как будто вы сами уже в это верите. Притворитесь, хотя бы ненадолго. Отмечайте, какие у вас возникают ощущения в теле в обоих случаях. Разберитесь с ними, чтобы ощущение, возникающее при мысли об уборке, было тем же, что и при мысли о компьютере.

Выделите себе для начала небольшое задание. Например, убрать в одном месте или сделать какое-то дело. Для начала желательно выбрать не очень большой объем работы. Немедленно приступайте к нему и доведите до конца. Обязательно поблагодарите себя и чем-нибудь приятным вознаградите после его выполнения. Если есть возможность, найдите кого-нибудь еще и пригласите помочь вам.

Для выработки силы воли очень важна регулярность занятий. Для начала не гонитесь за большими достижениями. Важно получать удовольствие от того, что вы делаете. Говорите себе что угодно: что вы таким образом воспитываете себя, становитесь Настоящим Человеком — это все правда. Найдите интерес и удовольствие в том, что вы делаете. Превратите это в соревнование с самим собой.

Обязательно поменяйте отношение к тому, что вам раньше было делать лень. Придумайте для самого процесса выполнения другое название: например, я не отчет пишу, а «проявляю свои недюжинные таланты в написании текстов». Примите решение о том, что у вас есть способности к тому, что вы делаете, что вы любите это делать, что вы получаете от этого удовольствие и т. д. Просто вы пока так об этом не думали. Попробуйте, у вас обязательно получится.

Ну и напоследок — самое могущественное упражнение всей этой книжки, «Быстрое изменение себя». Поскольку эта книга — о лени, значит, если вы дочитали до этого места, вопросы лени интересуют вас. Создайте образ себя в роли «лентяя». Найдите момент, с которого начинается ваша лень. Например, лежите вы на диване у телевизора, и приходит вам в голову мысль: «А не поработать ли мне?» Возможно, у вас будет какой-нибудь другой образ, например связанный с тем местом, где вы работаете.

Сначала вспомните ситуацию максимально подробно, буквально всем телом почувствуйте состояние обволакивающей вас лени. Услышьте, что вы обычно говорите сами себе. Посмотрите на то, что вас в этот момент окружает. Теперь посмотрите на себя со стороны. И представьте, что кто-то сделал мгновенный снимок вас в тот момент, когда вас охватывала лень. Мысленно посмотрите на этот снимок и пока сохраните его в памяти на некоторое время, он еще понадобится.

Скажите, а кем вы мечтали быть в детстве? Попробуйте подумать, не отвечайте так сразу, вспомните. Космонавтом? Балериной? Кем? В этом упражнении у вас есть шанс поменять что-то в себе, перевоплотиться в того, кем бы вы стали, если бы лень ушла. Подумайте, каков он, этот человек? Представьте себя мысленно. Во что вы одеты, как выглядите? Изменяйте этот образ до тех пор, пока он не будет вам нравиться целиком и полностью.

Тот образ, который вы сейчас создаете, должен быть правдоподобен, реален и достижим. Это — не магия, а всего лишь психология. Но реально работающая. Вы — как стилист, имиджмейкер, психолог и театральный режиссер в одном лице. Поэтому подумайте, действительно ли вы хотите, чтобы то, что вы сейчас намечтали, претворилось в жизнь. Если вы не будете выполнять это упражнение в точном соответствии с инструкцией, оно все равно будет работать, только не в полную силу. Поэтому лучше найдите тихое, спокойное место, где вам никто не будет мешать минут 15.

Вы видели, как иногда преображаются люди, изменяются в лучшую сторону? Когда фея-крестная прилетела к Золушке, она всего лишь взмахнула волшебной палочкой, и Золушка чудесным образом преобразилась. Точно так же хорошие парикмахеры и имиджмейкеры делают из клиентов более привлекательных людей.

Чем ваш образ отличается от вас? Почему вы хотите таким стать? Что вы умеете делать, будучи таким, свободным от лени? Если бы вы описывали этого человека, какие слова вы бы использовали? Как одежду долго и тщательно подбирают, чтобы она сидела «по фигуре», так и вы подберите детали образа, чтобы он вам подошел. Этот образ нужно видеть как бы «со стороны», а не находиться внутри него.

Теперь представьте, что этот образ находится на экране кинотеатра. И посмотрите на несколько различных ситуаций. Не потеряете ли вы чего-нибудь важного и ценного, если станете таким? Что хорошего было в вашем старом образе? Подумайте, можете ли вы как-то совместить ваш новый, улучшенный образ и старые привычки, или ради этого нового вы готовы отказаться от чего-то, что вам уже не нужно? Когда согласуете все мелочи, переходите к следующей стадии. Процесс согласования должен выглядеть как несколько коротеньких видеоклипов, вроде рекламных роликов — вы в семье, на работе, с друзьями, на отдыхе и т. д.

Теперь главный секрет фокуса. Мысленно примерьте на себя одежду «лентяя». И представьте себе, что вы сидите в зрительном зале. Мысленно уменьшите образ, созданный имиджмейкером, как будто он съеживается, превращается в темную точку на белом экране. Теперь «снимите» с себя старый образ «лентяя» и, глядя на него, как на фотографию, со стороны, представьте, что эта фотография летит от вас к экрану и постепенно тоже превращается в маленькую темную точку. Назовем ее «фотографией лентяя». Одновременно с этим нужно представлять себе, что изображение «нового себя» увеличивается и занимает собой весь экран целиком. Оно становится не только большим, но и светлым, ярким. Теперь мысленно очистите экран, пусть снова станет белым.

Этот процесс — вживание в роль «лентяя», уменьшение нового положительного образа, снятие с себя образа «лентяя» и его уменьшение до точки с одновременным «разворачиванием» нового образа до размеров целого экрана — нужно повторить примерно раз 5, каждый раз ускоряя все это в своем воображении.

По большому счету, упражнение закончено. Осталось только мысленно заглянуть в будущее, чтобы удостовериться, что этот «новый имидж» не навредит вам каким-то образом.

Придумайте себе талисман, который будет помогать вам вспоминать про это упражнение в случае «атаки лени». Это может быть какая-то мысленная картинка, строчка из песни или щелчок пальцами. Учтите, что лень сама по себе никуда не делась, просто вы «надели на нее узду», получили над ней контроль. Хотите — можете вспомнить свой новый образ и идти к нему навстречу, хотите — можете возвращаться обратно в болото лени и наслаждаться ею.


Примечания:



1

Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Олма-Пресс, 2002.



15

Гуин Урсула ле. Волшебник Земноморья. М.: Новатор, 1992. С. 38.





Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.