Онлайн библиотека PLAM.RU


Японские «карапузики»


«92/94»

Японцы избежали почти повального в 20-30-е гг. увлечения безбашенными танкетками. Испытав в 1922–1923 гг. французскую танкетку «Сен-Шамон» М21, а в 1930–1931 гг. — английскую «Карден-Лойд» MkVI, японская армия избрала в качестве машин разведки, охранения и «подвоза оружия» малые танки. Во многом основываясь на характеристиках английского малого танка «Виккерс-Карден-Лойд», командование выработало требования к 3-тонному танку. Его прототип был построен фирмой «Исиквадзима Джидоша» в 1932 г. и имел компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отметим, что изначально танк рассматривался как бронированный «трактор боевого снабжения пехоты», поэтому толщина брони была несколько больше, чем у большинства танкеток. В соответствии с правилами обозначения по летоисчислению «от основания Империи», он был назван «2592» (нередко именуется «Тип 92» или «танкетка 92 ТК» — не следует путать с легкой «кавалерийской боевой машиной 2592»).

В 1933 г. завод «Исиквадзима» вошел в кампанию «Джидоша Косио» и прекратил выпуск танка. В том же году «Токийская компания газовых и электрических двигателей» («Токио Гасу Денки Кокйо», впоследствии «Токио Джидоша») построила модернизированный образец, принятый на вооружение под обозначением «2594» («94», «94 ТК», иногда упоминается как «Хо-кай»). Эта модель выпускалась шире. Ее производством занимались также «Мицубиси Дзюкогио» и «Кобе Сейкошо». Бронирование производилось заводом-арсеналом в г. Нагойя — тесное кооперирование частных и государственных предприятий в разработке и производстве машин было (и остается) типичным для японского танкостроения.

Корпус и башня танка собирались на клепке и болтах с пулестойкими головками. Корпус отличали большой угол наклона лобового листа и выступающая впереди справа рубка механика-водителя. Командир размещался в смещенной вправо пулеметной башне. Дабы обеспечить фуговой обстрел из башни, рубку сильно ужали по высоте.

Рубка имела три смотровых лючка с откидными вверх щитками на наружных петлях, в башне кроме таких лючков имелся кормовой люк-лаз. Посадка и высадка экипажа производились через дверь в задней стенке корпуса и круглый люк в крыше башни. Крыша рубки откидывалась на петлях вверх-вперед, и на марше механик- водитель всегда высовывался из этого верхнего люка, а башню приходилось отворачивать влево — компоновка была настолько тесной, что при повороте башни стволом пулемета вперед механик-водитель даже не мог открыть крышку своего люка. Вообще на марше для лучшей вентиляции открывалось большинство люков.

В башне крепился 6,5-мм пулемет «91», созданный на основе ручного «Тип 11» с темпом стрельбы 450–500 выстр./ мин. и оригинальной системой питания — постоянный магазин снаряжался с помощью винтовочных обойм. Пулемет с оптическим прицелом крепился в подобии карданного подвеса с двумя осями вращения, а внешняя полусферическая опора установки служила подвижным щитом. Поворот пулемета и башни осуществлялся плечевым упором. В бортах корпуса и башни имелись закрываемые изнутри отверстия для стрельбы из личного оружия.

Рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель находился слева от механика-водителя. У левого борта располагался вентилятор системы охлаждения, затягивающий воздух через жалюзи радиатора в левом борту. Выхлопная труба с глушителем выводилась назад вдоль левого борта позади жалюзи. На танке возилась пусковая рукоятка двигателя. Емкость топливных баков составляла 85 л, средний расход топлива — 8 л в час. Коробка передач связывалась с выходным валом двигателя через главный фрикцион и обеспечивала четыре скорости хода вперед и одну назад. Поворот осуществлялся с помощью дифференциала. Однорядные бортовые редукторы размещались в картерах, укрепленных на бортах корпуса. Для обслуживания двигателя и трансмиссии служили люки в верхнем лобовом листе с откидными вверх крышками, для ремонта трансмиссии — круглый люк в нижнем лобовом листе с крышкой на болтах. Как и все японские танки, «94» имел множество люков и лючков, наличие болтов ускоряло съем отдельных бронедеталей. Это облегчало доступ, обслуживание и ремонт, но заметно снижало бронестойкость.

Именно на малых танках была отработана оригинальная подвеска, разработанная японским инженером-майором (в последствии — генерал-майором) Томно Хара и использованная на большинстве японских серийных танков 30-40-х гг. Опорные катки были сблокированы по два на качающихся балансирах. Балансир своей осью подвешивался на длинном плече Г — образного рычага, ось которого крепилась на борту корпуса. Короткое плечо рычага шарнирно соединялось с тягой, идущей к упругому элементу — горизонтальной винтовой пружине, заключенной в трубу, приклепанную к борту корпуса. Такая подвеска сочетала компактность с большим ходом балансиров и катков. Отрицательной чертой было отсутствие амортизаторов, которые бы гасили колебания корпуса. «92» («94») имели по четыре спицованных одинарных обрезиненных опорных катка и по два одинарных поддерживающих ролика на борт. Ведущее колесо — переднего расположения Металлическая мелкозвенчатая скелетообразная гусеница цевочного зацепления напоминала английскую «Карден-Лойд», имела два гребня, сверху прикрывалась полками. Передние и задние крылья уменьшали пылеобразование при движении танка.

Посередине лобового листа рядом с рубкой крепилась фара, у правого борта — звуковой сигнал, на кормовом листе — сигнальная фара. На бортах имелись петли для такелажных тросов. Спереди и сзади на корпусе крепились буксирные крюки с замками, причем задний — на полуэллиптической рессоре. К заднему крюку цеплялась грузовая гусеничная прицепка (по типу «Минервы») или бронированная прицепка-канистра. ЗИП возился на надгусеничных полках.

С 1937 г. танки выпускались с измененной ходовой частью: направляющее колесо увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на рычаге и опущено на землю для увеличения опорной поверхности. Ведущее колесо установлено несколько ниже. В то же время, в связи с изменением в японской армии ружейно-пулеметного калибра, танки перевооружили 7,7-мм пулеметами «97». Пулемет имел темп стрельбы 500 выстр./мин и крепившийся сверху коробчатый магазин на 30 патронов. На небольшой части танков пулемет заменили 37-мм пушкой по образцу нового «2597». Башня получила асбестовый подбой для защиты командира от перегрева и ударов. Сообщалось о планах замены двигателя на 45-сильный воздушного охлаждения.

Специальных средств связи «92» и «94» не имели, для сигнализации использовался набор цветных флажков. Боевое применение малых танков вскоре вышло за рамки планировавшегося. В 1933 г. рота из 17-ти «92» вошла в состав смешанной механизированной бригады в Маньчжурии. В феврале 1935 г. в составе сводного отряда «92» («94») приняли участие в маневрах в районе Большого Хингана. Осенью 1937 г. малые танки участвовали в боях в районе Шанхая, позже — во многих операциях в Северном Китае. Здесь они использовались не только для снабжения или разведки, но и для непосредственной поддержки пехоты. Выпуск «94» продолжался до 1938 г., боевая служба — до 1943 г.


«97»

«92» и «94» были небольшими, довольно подвижными, но очень тесными машинами. Их вооружение казалось недостаточным. К тому же японское танкостроение во второй половине ЗО'Х переходило на дизельные двигатели. «Токио Гасу Денки» на основе «94» построила два прототипа нового малого танка — с передним и задним расположением двигателя. Выбран был второй вариант. Танк получил обозначение «2597» «Те-ке» или «97» (не путать со средним «97» «Чиха»).

Танк отличали небольшая высота, рациональные углы наклона листов корпуса, цилиндрическая башня. Корпус собирался на каркасе. Бронедетали корпуса и башни по-прежнему соединялись клепкой и болтами, но частично использовалась и сварка. Рубка механика-водителя была перенесена влево и получила более выгодную полуконическую форму. Наклонные и изогнутые бронедетали повышали защищенность. Для той же цели многие смотровые лючки заменили простыми смотровыми щелями — сохранились передний и левый лючки механика- водителя с бронекрышками. Для посадки и высадки служил большой люк в крыше башни с откидной вперед-вверх крышкой. Небольшой вентиляционный люк имелся в крыше рубки.




Танк «Тип 2592» («ТК») в экспозиции музея БТВТ в Кубинке


Малый танк «Тип 2592» («ТК»)


Вооружался танк 37-мм пушкой «94» ручного унитарного заряжания, заимствованной от легкого «Ха-го», хотя на части машин ставили 7,7-мм пулемет — видимо, из-за нехватки орудий. Рамка орудийной установки в виде бронекоробки крепилась к башне болтами, люлька пушки с маской и бронекожухом противооткатных устройств устанавливалась в рамке на горизонтальных цапфах. Длина ствола пушки — 37 калибров, затвор — клиновый вертикальный. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с на дальности 300 м пробивал по нормали броню толщиной 35 мм. Боекомплект укладывался на бортах под башней. Механизм поворота башни — с ручным приводом от маховичка. Часть танков позже перевооружили удлиненной 37-мм пушкой «97» с начальной скоростью снаряда 675 м/с.

В кормовой части корпуса устанавливался двухтактный рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель «O.H.V.» и коробка передач, в передней — механизм поворота и бортовые редукторы. Дизель позволил повысить габаритную мощность, увеличить подвижность и — до 250 км — запас хода. Он развивал 65 л.с. при 2300 об/ мин, так что удельная мощность составляла 13,5 л.с./т (у «94» — 9,4-10,3). Расход топлива — 7 л в час. Пуск производился 12-вольтовым электростартером мощностью 6 л.с. Система питания включала два топливных бака на 59 и 32 л, система охлаждения двигателя — два вентилятора. Для доступа воздуха служили жалюзи в крыше моторного отделения. Выхлопная труба двигателя выводилась через кожух с правого борта вперед и отворачивалась вправо, глушитель прикрывался сеткой. Трансмиссия включала редуктор, коробку передач, карданный вал, проходивший по оси машины, конические шестерни, бортовые фрикционы в качестве механизма поворота, однорядные бортовые редукторы. Коробка передач с передаточными числами от 1 до 3,05 обеспечивала 4 скорости вперед и одну назад. Благодаря лючкам и съемному кормовому листу двигатель был легко доступен для обслуживания. Для обслуживания трансмиссии служил люк в верхнем лобовом листе.

Подвеска — по той же схеме, что и у «94», но со сдвоенными сплошными опорными катками и сдвоенными поддерживающими роликами. Катки и ролики обрезинены. Ведущее колесо — переднего расположения, направляющее колесо опущено на землю и служит опорным катком.

Скелетообразная металлическая мелкозвенчатая гусеница с открытым шарниром и одним гребнем заметно отличалась от «94». Ширина трака гусеницы — 200 мм, шаг трака — 76 мм, число траков в цепи — 88.

Бортовая электросеть напряжением 24

В включала 300-ваттный генератор, две 12-вольтовые батареи. Световое и звуковое оборудование было практически тем же, что и у «94». ЗИП возился на надгусеничных полках и корме. Передний буксирный крюк — без замка. Задний буксирный крюк также крепился на рессоре, хотя «снабженческой» роли «97» уже не играл, и прицепки с ним практически не использовались.

В производстве танка участвовала фирма «Икегаи Джидоша». Выпуск продолжался до 1942 г. «Те-ке» использовался в Китае, Бирме, Малайе, на Филиппинах и других тихоокеанских островах.

«97» («Те-ке») был бы неплохим разведывательным танком, если бы не примитивные приборы наблюдения и скудное оснащение средствами связи. Только часть танков оснащалась радиостанцией с поручневой антенной по периметру корпуса. Антенный вывод находился с правого борта.




Малый танк «Тип 2597» («Те-Ке») в экспозиции музея БТВТ в Кубинке


Малый танк «Тип 2597» («Те-Ке»)


Организация и боевое применение

По сочетанию подвижности, размеров, защищенности и вооружения «97» хорошо подходил для действия в разведотрядах. Обычно в такой отряд включали от роты до батальона мотопехоты, 1–2 взвода танков и 1–2 эскадрона конницы. Отряды дробились на дозоры в составе отделения пехоты или конницы и 1–2 танков. На марше малые танки могли придаваться авангарду с задачей сбить противника, препятствующего продвижению, или захватить важный рубеж. Танки при этом должны были передвигаться скачками впереди авангарда или по параллельной дороге. В сторожевом охранении 1–2 танка могли выделять в состав поста.

Однако, начиная с боев в Маньчжурии, малые танки использовались в менее маневренных действиях — для поддержки атак пехоты. Их поштучно и попарно распределяли по пехотным подразделениям для решения задач непосредственной поддержки. Против легко вооруженного противника, почти не обладающего противотанковыми средствами, такие действия приносили успех — как это было в Китае, Бирме, Малайе. Здесь в 1942 г. «94» были в составе 6-го танкового полка). Одной из важных особенностей этих машин была малая ширина, позволявшая проходить по дорогам в джунглях, недоступным другим типам машин. Это и использовали во время продвижения войск 25-й японской армии через джунгли Малайи на юг — к Сингапуру. После участия в кампаниях в Малайе и Бирме «Тип 94» были выведены из боевых подразделений. Хотя они устарели еще до того, как Япония вступила во Вторую мировую войну, их боевая служба продолжалась до 1943 г. просто потому, что не хватало машин для их замены.

Но уже в боях на р. Халхин- Гол летом 1939 г. большой урон японским танкам нанесли советские 45-мм пушки. В атаках малые «97», прозванные нашими солдатами «карапузиками», часто прикрывали с фронта основной боевой эшелон (средние или легкие танки с пехотой), выступая в роли своеобразных «бронированных застрельщиков». В результате их действия, привязанные к пехоте, оказывались медлительными, атаки велись только с фронта. Тактика, основанная, кстати, на французских взглядах начала 30-х гг., здесь приводила к большим потерям. Переход к ночным атакам ненамного исправил положение японских танкистов. Справедливости ради заметим, что в 1941–1942 гг. уже РККА пришлось использовать для непосредственной поддержки пехоты легкие — разведывательные по назначению — танки Т-40, Т-60 и Т-70.

Не менее серьезный урон несли японские малые танки в боях на островах с американскими войсками в 1943–1945 гг. Большинство «94» и «97» к 1943 г. было выведено из боевых подразделений или закопано в качестве неподвижных огневых точек («пилюльных коробок») при организации обороны на тихоокеанских островах.

«94» и «97» включались и в состав специальных морских десантных отрядов — эти танки вместо штампованной «армейской» звездочки на лобовом листе несли «флотский» якорек. В составе десантного отряда «94», например, они воевали на о. Кваджелейн в феврале 1944 г.

В боях с Советской Армией в августе-сентябре 1945 года японские танки себя почти не проявили и были захвачены в основном исправными в парках — среди трофеев оказались и «94» обеих модификаций (ведь уже первые из них попали в Маньчжурию), и «97».


Машины на базе «97»

На шасси танка «97» («Те-ке») был разработан ряд бронемашин. Самоходные 37- и 47-мм противотанковые пушки остались опытными. Зато нашли применение грузовые и специальные транспортеры — например, полубронированный «97» для прокладки кабеля.

Гусеничный БТР «2598» («Co-да») для перевозки грузов, личного состава и буксировки прицепок имел «перевернутую», по сравнению с базовым «Те-ке», компоновку — двигатель разместили впереди справа. Слева от него находилась рубка механика-водителя, а среднюю и кормовую части занимало открытое сверху десантное отделение с низкими откидными бортами и двухстворчатой кормовой дверью. На трех трубчатых продольных скобах мог натягиваться брезентовый тент. Рубка механика-водителя имела четыре смотровых лючка, с десантным отделением связывалась трубкой танкофона. На надгусеничных полках крепились ящики для ЗИП и боеприпасов. Два топливных бака вмещали 144 л. Сохранился задний буксирный крюк на рессоре. БТР «2598» был транспортной машиной и постоянного вооружения не имел.

БТР «2598» применялся в Бирме, Малайе. В целом это был довольно удачный по тем временам легкий БТР, но выпущенный в очень небольшом количестве.

В 1941 г. на шасси «97» построили БТР передовых артиллерийских наблюдателей «Тип 1» («Те-Pa»). Он весил 4,9 т, сохранил компоновку базовой машины. Увеличенный по высоте корпус вмещал до 6 человек, командир располагался позади механика-водителя в возвышающейся рубке со смотровыми лючками.

Японцы, как известно, среди первых занялись радиоуправляемыми «телетанкетками» для проделывания проходов в заграждениях. И для управления этими «танкетками» в боевых условиях на шасси «97» построили специальную радиофицированную машину. Однако до серийных образцов дело здесь доведено не было.


Бронетранспортер «Тип 2598» («Co-Да») на шасси «2597»


Проект «специального» десантного танка-планера № 3 («Ку-Ро»)


Малый танк «Тип 2597» («Те-Ке»)



Подобно ряду других воюющих стран, японцы прекратили производство малых танков в середине войны, но попытались вернуться к ним ближе к ее концу — на этот раз, надеясь оснастить ими свои воздушно-десантные части. Из различных способов доставки и десантирования японских конструкторов наиболее увлекла идея танка-планера со скидываемым крылом и хвостовым оперением — идея, воплощенная в СССР O.K. Антоновым еще 1942 г. в виде опытного планера «КТ». В Японии же в 1945 г. построили макет такого авиадесантного танка. Танк, получивший обозначение № 3 («Ку-ро»), был крайне ужат. Экипаж располагался по оси корпуса: механик-водитель (он же — пилот) в рубке, командир — в одноместной башне. В башне должна была устанавливаться автоматическая пушка. По бокам к корпусу крепились две несущие плоскости, сзади — ферма с однокилевым оперением. Дальше макета «Ку-ро» не полетел.


ТТХ японских малых танков
«2594» («ТК») «259/» («1е-Ке»)
Экипаж, чел. 2 2
Боевая масса.т 3,4 4,8
Длина, 3080 3680
Ширина, мм 1620 1800
Высота, мм 1620 1900
Кпиренс, мм 290 340
Ширима трака, мм 160 203
Вооружение пушка - - 37-мм «94»
пулемет - 6,5-мм «91»
Боекомплект: выстрелов - - 96
патронов - 1650–1980
Бронирование, мм: корпус - 1 2 лоб,8 борт, 10 корма 1 2 лоб, 1 6 борт
башня - 14-8 12
Двигатель- марка «94» «Икегаи»
тип 4-цилиндровый, 4-цилиндровый,
карбюраторный дизельный
мощность 32-35 л с. при 1800 об/мин 65 л.с. при 2300 об/мин
Емкость топливных баков,л 85 91
Скорость максимальная км/ч 40 40
Запас хода, км 200 250
Преодолеваемые препятствия: угол подъема/рад. 35 35
ширина рва,м 1,4 1.6
высота стенки,м 0,51
глубина брода.м 0,4–0,6 0,8

ТТХ бронетранспортера «2598» («Со-да»)

Экипаж, чел. 2

Десант, чел. 4-6

Боевая масса, т, 5

Длина, мм 3860

Ширина, мм 1930

Высота. мм 1 570

Клиренс, мм 340

Ширина трака, мм 203

Бронирование, мм 6 лоб, 12 борт и корма

Двигатель «Икегаи» 4-цилиндровый. дизельный мощность 65 л.с. при 2300 об/мин

Емкость топливных баков, л 144

Скорость максимальная, км/ч 45

Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м 0,78


Схемы заимствованы из справочника «Бронетехника Японии: 1935–1945» («Бронеколлекция». 1995, № 3)

Фото из коллекций М. Барятинского и С. Федосеева


Малый танк «Тип 2592»


Малый танк «Тип 2597»


ЗПРК «Тунгуска-М»










Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.