Онлайн библиотека PLAM.RU


ЗПРК «Тунгуска» (к 20-летию принятия на вооружение)

К 20-летию принятия на вооружение


ЗПРК "Тунгуска" был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1982 году. Головным разработчиком комплекса было Конструкторское бюро приборостроения Министерства оборонной промышленности СССР (Главный конструктор — А.Г. Шипунов).

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) "Тунгуска" предназначен для поражения пилотируемых и беспилотных воздушных целей: вертолёты, в том числе и зависшие, самолёты тактической авиации, крылатые ракеты (КР), элементы высокоточного оружия (ВТО), дистанционно-пилотируемые летательные аппараты.

Принципиальной особенностью этого комплекса по сравнению с известным зенитным вооружением этого типа является размещение на одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств обнаружения и сопровождения целей и управления огнём. При этом используются общие (для обеспечения пушечной стрельбы и наведения ЗУР) средства: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели, наземная система радиолокационного опознавания государственной принадлежности воздушной цели по признаку "свой-чужой", оптическое прицельное оборудование, цифровые вычислительные системы и приводы наведения.

Сложность решения этой задачи проявилась и в ходе проведения опытно-конструкторских работ по созданию этого комплекса, так как при его разработке в 1975–1977 годах, кроме технических трудностей, естественных при создании такого уникального оружия, были, если можно так выразиться, и организационные. Дело в том, что принятый на вооружение в 1975 году мобильный войсковой зенитный ракетный комплекс "Оса-АК" имел близкие к ЗПРК "Тунгуска" размеры зоны поражения воздушных целей по дальности (1,5 — 10 км), большие размеры по высоте (0,025 — 5 км) и примерно одинаковые характеристики эффективности поражения самолётов. Это, естественно, вызывало неоднозначное понимание необходимости разработки совершенно нового пушечно-ракетного комплекса, аналога которому не было в мире. Разработка ПЗРК "Тунгуска" затягивалась, был период, когда финансирование этой разработки было приостановлено.

Здесь необходимо отметить, что ускорению разработки ЗПРК "Тунгуска" способствовало появление в массовом количестве в армиях развитых стран вертолётов, вооружённых противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР), как основного средства борьбы с бронированными целями. Опыт боевых действий во Вьетнаме показал высокую эффективность ПТУР, применяемых с вертолётов, в борьбе с танками. В сухопутных войсках США были созданы специальные части, вооружённые вертолётами огневой поддержки, для борьбы с объектами бронетанковой техники. Существовавшие в то время отечественные средства войсковой ПВО (ЗРК "Оса", "Стрела-1", ПЗРК "Стрела-2", ЗСУ "Шилка") оказались неспособными бороться с вертолётами при соответствующей тактике их применения: использование предельно малых высот (10–15 метров), полёты с огибанием рельефа местности, атака с подскока, кратковременное "зависание" в воздухе и т. д. Единственным зенитным средством, способным вести эффективную борьбу с вертолётами огневой поддержки в любых условиях их применения, оказался зенитный пушечно — ракетный комплекс "Тунгуска".

ЗПРК "Тунгуска’’ обеспечивает обнаружение, опознавание, сопровождение и уничтожение воздушных целей в различных метеоусловиях и в любое время суток. Стрельба из зенитных автоматов ведётся с места, в движении и с коротких остановок, ракетами — с места или с коротких остановок при оптической видимости цели. Необходимо отметить, что ЗПРК "Тунгуска" может быть использован для уничтожения наземных и надводных целей на дальности до 2000 м.

На боевой машине (2С6) комплекса "Тунгуска" размещены следующие основные средства:

• пушечное вооружение, включающее два 30-мм двухствольных зенитных автомата 2А38 с системой охлаждения и боекомплект патронов к ним;

• ракетное вооружение, включающее 8 пусковых устройств с направляющими и боекомплект ЗУР 9М311 в транспортно-пусковых контейнерах;

• радиолокационная система, состоящая из РЛС обнаружения и РЛС сопровождения целей и наземного радиолокационного запросчика государственной принадлежности целей по признаку "свой- чужой";

• прицельно — оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации;

• система автономного электроснабжения и жизнеобеспечения экипажа;

•аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования;

•средства связи.


ЗПРК «Тунгуска». Вид сзади.


Комплекс вооружения ЗПРК «Тунгуска»: ЗУР 9М311 и 30-мм автоматы 2А38


Перечисленные средства и системы размещены на гусеничном шасси (ГМ — 352) высокой проходимости с гидропневматической подвеской, обеспечивающей высокую проходимость, хорошую маневренность, плавность хода по пересечённой местности. Максимальная скорость перемещения боевой машины — 65 км/час. Расчёт — 4 человека: командир оператор наводчик, механик — водитель.

Двухствольный зенитный автомат 2А38 калибра 30-мм обеспечивет стрельбу патронами, подаваемыми из общей ленты для двух стволов. В ЗПРК предусмотрено жидкостное охлаждение пушечных стволов: водяное или с использованием антифриза (при отрицательной температуре воздуха). Боекомплект — 1936 выстрелов. Двухствольная схема автоматики (два двухствольных зенитных автомата 2А38 с системой управления) обеспечивает общий темп стрельбы 4060–4810 выстрелов в минуту при температуре от -50 до +50 градусов по Цельсию. Живучесть автомата (без смены стволов) не менее 8000 выстрелов (при режиме стрельбы — 100 выстрелов на автомат с последующим охлаждением стволов). Начальная скорость снарядов 960–980 м/с.

ЗУР комплекса имеет массу 42 кг. ЗУР выполнена по бикалиберной схеме с отделяющимся двигателем, длина ракеты — 2563 мм, диаметр стартовой ступени — 152 мм, диаметр маршевой ступени — 76 мм. Ракета имеет однорежимную двигательную установку, состоящую из стартового двигателя с пластмассовым корпусом. Этот двигатель сообщал ракете начальную скорость до 900 м/с и отделялся примерно через 2,6 секунды после старта. После разгона ЗУР до этой скорости её маршевая ступень (масса — 18,5 кг) продолжала полёт в баллистическом режиме со средней скоростью 600 м/с. Отсутствие маршевого двигателя исключало задымление линии визирования воздушной цели, что обеспечивало надёжное и точное наведение ракеты, снижало её массу и габариты.

Боевое снаряжение ЗУР состоит из боевой части, неконтактного датчика и контактного взрывателя. Боевая часть выполнена в виде отсека большого удлинения со стержневыми поражающими элементами. Основным элементом стержневой боевой части является набор стержней квадратного или круглого сечения, уложенных по поверхности заряда. При подрыве стержни разделяются, образуя сплошное кольцо. Преимущество стержневых поражающих элементов перед обычными готовыми поражающими элементами заключается в нанесении сплошного разреза обшивки и несущих конструкций, приводящего к разрушению конструкции планера, т. е. поражению воздушной цели по типу "мгновенное разрушение цели в воздухе". Для повышения эффективности поражения воздушной цели боевая часть имеет осколочную рубашку, образующую осколочное поле. Боевая часть обеспечивает режущее действие по элементам конструкции планера цели и зажигательное — по элементам её топливной системы. Масса боевой части составляет 9 кг, длина стержней — 600 мм, диаметр — 4- мм, диаметр раскрытого стержневого кольца — около 5 м. Поверх стержней уложен слой готовых поражающих элементов кубической формы массой 2–3 г.

При прямом попадании подрыв боевой части осуществляется с помощью контактного взрывателя. При промахе до 5 метров подрыв боевой части обеспечивается по сигналу неконтактного датчика цели. Неконтактный датчик цели взводится по радиокомандам за один километр до встречи ЗУР с целью. При стрельбе по наземным целям неконтактный датчик цели перед стартом ЗУР отключается.

Ракеты поставляются в войска в транспортно — пусковых контейнерах в полностью снаряжённом виде и не требуют технического обслуживания в течение 10 лет. Масса ЗУР в транспортно — пусковом контейнере — 55 кг, что позволяет при необходимости осуществлять заряжание боевой машины вручную.

РЛС обнаружения воздушных целей обеспечивает обнаружение истребителя на дальности 16–19 км (на высоте 25 — 3500 м). РЛС обеспечивает определение дальности и автоматическую выдачу целеуказания радиолокационной станции сопровождения цели. Разрешающая способность по дальности составляет 500 м, по азимуту — 5–6 градусов, по углу места — до 15 градусов. Среднеквадратические ошибки определения координат целей составляют: 20 м по дальности, 1 градус по азимуту и 3 градуса по углу места.


ЗПРК «Тунгуска-М»


Подвижный пункт разведки и управления (ППРУ-1) «Овод-МСВ»


Командный пункт начальника ПВО полка — ППРУ-1М

РЛС сопровождения цели обеспечивает автосопровождение по трём координатам летящего на высотах 25 — 1000 м истребителя с дальностей 10–13 км (при целеуказании от РЛС обнаружения) и с 7,58 км при самостоятельном секторном (12 градусов по азимуту) поиске целей. Среднеквадратическая ошибка сопровождения цели по дальности составляет 2 метра.

Радиолокационные станции обнаружения и сопровождения обеспечивают обнаружение и сопровождение низколетящих (на высоте 15 м) вертолётов на дальности 16–17 км, а также зависших вертолётов. Аппаратура ЗПРК и средства управления обеспечивают функционирование комплекса как автономно, так и в системе управления комплексами ПВО СВ.

При автономном функционировании ЗПРК обеспечивались следующие процессы боевой работы комплекса:

• поиск цели (круговой, с использованием РЛСО, секторный с помощью РЛС сопровождения или с использованием оптического прицела);

• опознавание государственной принадлежности обнаруженных самолётов и вертолётов по признаку "свой-чужой1 ' с помощью встроенного наземного радиолокационного запросчика;

• сопровождение цели по угловым координатам по дальности (автоматическое или ручное).

В соответствии с этим аппаратура комплекса в зависимости от сочетания различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивает реализацию следующих режимов боевой работы:

1 — потрём координатам цели, полученным от радиолокационной системы;

2 — по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, по угловым координатам, полученным от оптического прицела;

3 — инерционное сопровождение цели по трём координатам, полученным от вычислительной системы;

4- по угловым координатам, полученным от оптического прицела и по скорости цели, определённой командиром боевой машины.

Организационно четыре боевых машины "Тунгуска" сводились в зенитный ракетно — артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, которая состояла из взвода ЗРК "Стрела- 1 °CВ" и взвода ЗПРК "Тунгуска", Эта батарея входила в состав зенитного дивизиона мотострелкового(танкового)полка. В качестве батарейного командирского пункта использовался пункт управления ПУ-12М, который был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона — начальника ПВО полка. В качестве такого пункта использовался подвижный пункт разведки и управления (ППРУ-1) "Овод — МСВ В дальнейшем комплексы "Тунгуска должны были сопрягаться с унифицированным батрейным командирским пунктом "Ранжир" (9С737).

Для обеспечения работы ЗПРК "Тунгуска" используется различное техническое оборудование, в частности, транспортно-заряжающая машина 2Ф77М(на шасси грузового автомобиля КамАЗ — 43101). Эта машина обеспечивает перевозку 8-ми ЗУР, 32 коробов с патронами для зенитных пушек; имеет подъёмный кран для погрузки и заряжания пускового устройства, машинки для снаряжения, сцепки и расцепки патронных лент; средства связи.

В состав наземного оборудования входят:

• машины ремонта и технического обслуживания (на них установлены также устройства — тренажёры для тренировки наводчиков, операторов РЛС) на шасси автомобиля Урал-43203;

• автоматизированная контрольно — испытательная подвижная станция на базе автомобиля ГАЗ — 66;

• подвижная автомобильная ремонтная мастерская (ПАРМ), размещённая в кузове фургоне автомобиля ЗиЛ -131.

В 1990 году комплекс "Тунгуска" был модернизирован и получил название "Тунгуска — М". Основные доработки включали:

• введение новых радиостанций и радиоприёмника для связи со внешними звеньями системы управления (батарейным командирским пунктом "Ранжир" и командным пунктом начальника ПВО полка — ППРУ-1М);

• замену газотурбинного двигателя агрегата электропитания на новый — с повышенным ресурсом работы (600 часов вместо 300).


Дальнейшее развитие технических решений, реализованных в комплексе "Тунгуска", осуществлено в ЗПРК "Панцирь-С", созданном тульским КБ "Приборостроение" совместно с АО "Волхов". Этот комплекс предназначен для борьбы с низколетящими самолётами, вертолётами, малоразмерными управляемыми ракетами на дальности до 12 км. Применяется также для поражения наземных легкобронированных целей и живой силы противника.

Может устанавливаться на автомобильном шасси грузоподъёмностью Ют, гусеничном шасси, на колёсном шасси с подъёмным устройством, обеспечивающим подъём вооружения и информационных средств комплекса на высоту до 25 метров. Возможна установка комплекса на патрульных катерах и кораблях ВМФ. ЗПРК "Панцирь-С1" состоит из башенной установки с размещённым на ней вооружением, приводами его наведения, радиолокационными и оптико — электронными информационными системами обнаружения и сопровождения, а также специального кузова, в котором смонтирована аппаратура управления и располагается боевой расчёт.

В состав ЗПРК "Панцирь — С" входит более мощная (по сравнению с комплексом "Тунгуска") ЗУР 57Э6. В этой ЗУР использована более мощная двигательная установка, до 20 кг увеличена масса боевой части. Длина ЗУР — 3,2 м, масса — 71 кг, при этом диаметр маршевой ступени остался прежним — 76 мм. ЗПРК "Панцирь — С" обеспечивает одновременный обстрел двух воздушных целей (в секторе 90 х 90 градусов), т е. является двухканальным по цели. Высокая помехозащищённость комплекса обеспечивается за счёт использования технических средств, работающих в широком диапазоне длин волн: дециметровом, сантиметровом, миллиметровом и инфракрасном. Аппаратура комплекса разработана в модульном исполнении, что обеспечивает возможность использования её на различных носителях и в стационарном варианте.

Дальнейшее совершенствование ЗПРК типа "Тунгуска" осуществляется в направлении обеспечения всепогодности действия ЗУР, повышения помехозащищённости радиоэлектронных средств комплекса, расширения условий боевого применения комплекса.


Основные характеристики ЗПРК "Тунгуска"
Наименование характеристики Тунгуска
Зона поражения, км
По дальности:
Пушки 0.2-4
Ракеты 2.5-8
По высоте:
Пушки 0-5
Ракеты 0,015-3,5
Макс скорость поражаемой цели, м/с 500
Средняя скорость полета ЗУР, м/с 600
Стартовая масса ЗУР, кг 41
Масса боевой части ЗУР, кг 9
Количество ЗУР на ПУ, шт 8
Год принятия на вооружение 1982
Страна — разработчик СССР

ЗПРК «Тунгуска — М»

На 1-й, 2-й и 4-й сгр. обложки фого А Чирягникона


Ростислав АНГЕЛЬСКИЙ









Главная | Контакты | Нашёл ошибку | Прислать материал | Добавить в избранное

Все материалы представлены для ознакомления и принадлежат их авторам.